Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

"Театр Движения ЛИК" показал "Отражения" итальянской культуры

23 февраля в Академическом русском драматическом театре Узбекистана состоялась премьера танцевального спектакля «Отражения» с участием молодых людей с особенностями развития, профессиональных актеров и студийцев «Театра Движения ЛИК» Лилии Севастьяновой. Спектакль поставлен при поддержке Посольства Италии в Узбекистане.

По словам художественного руководителя театра Лилии Севастьяновой, спектакль «Отражение» вдохновлен культурой Италии. Классическая и традиционная итальянская музыка, античная скульптура и архитектура, полотна художников Возрождения, поэтическое наследие, комедия дель арте и другие лики итальянской культуры нашли воплощение в образах современного танцевального театра.

Создавая спектакль, актеры импровизировали, передавая через пластику свои впечатления от знакомства с итальянской культурой. Одна сцена выстроена с античной стройностью, другая - с благородством романтизма, иногда в спектакле звучат пародийные нотки, иногда - открывается глубокий драматизм. Но весь спектакль пронизывает тема восхищения красотой и стремления к идеалу...

Театр движения ЛИК

Половина коллектива «Театра Движения ЛИК» - молодежь и дети с ограниченными возможностями, которым сцена помогает раскрыться и выразить свое отношение к жизни. На сцене они не играют, а живут. Феномен этого театра заключается именно в том, что зрители, завороженные сценическим действием, постепенно забывают, что в спектакле наряду с профессиональными актерами выступают люди с особенностями развития.

Театру пошел двадцать седьмой год, с инвалидами Лилия Севастьянова работает уже восемь лет, а первый большой спектакль с их участием состоялся четыре года назад. Театру, чьи спектакли проходят при полном аншлаге, не нужна реклама. Люди рассказывают друг другу о театре, приглашают на спектакли своих друзей и близких. Аудитория поклонников театра постоянно растет. И это очень важно, ведь для многих из ребят это единственная отдушина в жизни, здесь они могут проявить себя творчески.

Лилия Севастьянова рассказала корреспонденту «Ферганы.Ру» о том, как создавался спектакль «Отражения».

- Этот проект мы готовили несколько месяцев, изучали книги по искусству Италии, где каждый из участников спектакля находил что-то лично для себя. Приведу пример, который мне кажется очень трогательным. У нас есть двадцатидвухлетняя девушка Света: с олигофренией, небольшого роста, и ее все время одевают как мальчика. Да и фигура, стрижка и походка у нее похожи на мальчишеские. Так вот, когда каждый выбирал себе картину для импровизаций, она выбрала «Венеру» Джорджоне. Выбирая тему, ребята проявляют самое сокровенное, о чем не могут или стесняются сказать. Света показала этот этюд, и я поняла, что для нее нужно сделать сцену в спектакле, где она ощутит себя очень красивой девушкой. Таким образом, каждый из них берет себе тему, которая ближе всего, а профессиональные актеры помогают все это развить и воплотить на сцене.

Театр движения ЛИК

«Фергана.Ру»: - Как родилась идея создания спектакля?

Лилия Севастьянова: - Она родилась у нас совместно с атташе по культуре посольства Италии Людмилой Микуровой, а когда посол Джованни Риччулли узнал о нашем театре, то полностью поддержал эту идею.

«Фергана.Ру»: - Ваш театр оказывает мощное воздействие на зрителей, никто не остается равнодушным. А сами ребята на сцене забывают о своих недугах, ведь многим из них тяжело передвигаться в повседневной жизни, некоторые не слышат и не говорят. Это можно назвать своеобразной арт-терапией?

Театр движения ЛИК

Лилия Севастьянова: - Врачи говорят, что тех перемен, которые происходят с ребятами на сцене, не всегда можно добиться медицинскими средствами. Исполняя танцевальную импровизацию, ребята как бы забывают о себе, о своем теле, о своей болезни - они подчиняются внутреннему порыву. И при этом тело, следуя за душой, вдруг начинает выполнять такие движения, которые раньше были недоступны. У нас есть Саша Плотникова, она больна прогрессирующей дистрофией мышц. Саша - уникальная личность во всем: она образована, много знает, пишет прекрасные стихи, интересна в общении. Занятия в театре помогают ей выбираться из болезни. Дело в том, что на практике эта болезнь чаще всего предполагает постепенное ухудшение. В случае с Сашей врачи констатируют, что с тех пор, как она стала заниматься в театре, ее состояния начало улучшаться.

Театр движения ЛИК

Естественно, что наши спектакли оказывают и на зрителей сильное эмоциональное воздействие. Люди, впервые пришедшие на спектакль, рассказывают, как внутренне меняются после представления, меняют свое отношение к людям с ограниченными возможностями.

«Фергана.Ру»: - Сейчас кажется естественным, что здоровые люди работают рядом с инвалидами, но ведь именно в этом заключается уникальность коллектива?

Лилия Севастьянова: - Я сама лет до тридцати боялась инвалидов (смеется). Боялась на них смотреть, говорить с ними. А моим здоровым актерам и студийцам от семи до сорока лет, и они не чувствуют психологических барьеров. В этом заключается самое главное чудо.

«Фергана.Ру»: - Чего бы Вы хотели пожелать театру в дальнейшем?

Лилия Севастьянова: - Хотелось бы, чтобы у театра было свое, специально приспособленное для инвалидов, репетиционное помещение и генеральный спонсор, чтобы мы могли все время и силы посвящать творчеству. Ведь каждый из наших ребят требует индивидуальной работы и большого человеческого внимания.

Театр является лауреатом международных фестивалей интегрированных театров в Москве («Протетеатр -2007) и в Киеве («Солнечная волна-2008). Многолетнюю работу театра по достоинству оценило жюри престижной театральной премии «Ильхом», наградив в 2008 году Лилию Севастьянову специальным призом «За честь и достоинство в искусстве».

Театр движения ЛИК

«После каждого спектакля театра остается ощущение катарсиса, - говорит член оргкомитета премии, поэт, литератор Евгений Абдуллаев. - Дело, которым занимается Лилия Севастьянова, невозможно переоценить».

Выступления этого уникального театра с каждым годом привлекают все большее число зрителей всех возрастов, и на этот раз в зале просто яблоку негде было упасть - люди сидели даже на полу в проходах между рядами. После окончания спектакля «Отражения» зрители еще долго не хотели отпускать актеров.

Павел Кравец