Архив:

Когда исчезнут препятствия?

5 мая - Международный день борьбы за права инвалидов

У всех, наверное, на слуху недавнее событие, которое произошло в одном из аэропортов Первопрестольной. 22 апреля восемнадцатилетняя жительница Бурятии Марина Барлукова должна была вылететь вместе с отцом из Москвы домой в Улан-Удэ. У девушки был диагностирован рак кости, два месяца она провела в Московской клинике имени Н. Н. Блохина, где перенесла ампутацию ноги и прошла курс химиотерапии.

За день до полёта представители авиакомпании потребовали от неё справку, в которой врач гарантировал бы успешный перелёт больной. Компании было предоставлено гарантийное письмо, что в случае ЧП в воздухе никаких претензий пассажирка и её родные иметь не будут. Тогда авиаперевозчики потребовали справку от врача, что девушке не противопоказан полёт. Таковой не было. И компания «Владивосток Авиа» отказала девушке в полёте, потребовав выплатить штраф в размере 200 евро. Родители Марины были вынуждены оплатить перелёт в Улан-Удэ другому перевозчику. Когда СМИ подняли шумиху вокруг этого происшествия, ситуацией заинтересовалась Генеральная прокуратура, которая поручила Приморской транспортной прокуратуре проверить, как авиакомпания соблюдает правила перевозки пассажиров. Теперь прокуратура «выясняет причины отказа в перевозке маломобильного пассажира, а также причины, по которым за невыполненную перевозку взимались штрафные санкции». По предварительным данным, причиной отказа стало именно лежачее положение пассажирки. Якобы для её перевозки необходимо было откидывать три кресла, это и стало проблемой…

Надо ли говорить, что подобные случаи, когда инвалидам отказывают в элементарных человеческих и гражданских правах, в России не редкость? Права людей с ограниченными возможностями в нашей стране нарушаются, к сожалению, часто. Причём есть как явные, вопиющие нарушения, как в случае, связанном с транспортом, так и малозаметные, но от этого не менее обидные эпизоды. Например, кто-нибудь думает о том, как человеку маленького роста, да ещё и на костылях, дотянутся до кнопки верхнего этажа в лифте невозможно? Или как попасть в социальное учреждение (библиотеку или больницу) колясочнику? А как забраться в автобус старенькой бабушке, если она ногу до первой ступеньки поднять не может? К сожалению, в вопросе равноправия граждан наше государство находится среди отстающих , хотя в России насчитывается более 13 миллионов человек с инвалидностью. Это почти девять процентов от общего населения России.

Кстати, спустя пару дней после инцидента в московском аэропорту Госдума РФ ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В настоящее время к ней присоединились уже 110 стран. В течение двух лет России предстоит изменить законодательство в соответствии c положениями Конвенции ООН о правах инвалидов. По словам министра Минздравсоцразвития РФ Татьяны Голиковой, ратификация потребует «безотлагательного перехода всех органов власти к активным действиям по комплексной интеграции инвалидов в общество, выявлению и пресечению дискриминации в отношении этой категории граждан». К настоящему времени в первом чтении приняты законопроекты об усилении имущественной и налоговой поддержки НКО инвалидов, а также поднят вопрос о повышении доступности услуг по воздушной перевозке. В России также реализуется государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы, финансирование которой составляет порядка 46 миллиардов рублей. Большой объём средств планируется направить на инклюзивное образование. Кроме того, готовится государственная программа занятости населения, куда войдёт такое направление, как трудоустройство инвалидов. Также планируется внести ряд изменений в действующее законодательство, в частности, в закон о социальной защите инвалидов, в Жилищный кодекс.

Самая болевая точка сегодня - это трудоустройство инвалидов, считает председатель Красноярской краевой организации Всероссийского общества слепых Владимир Сипкин. Именно в этой сфере больше всего нарушений прав.

- Работа - это лучшее средство реабилитации для человека с ограниченными возможностями, - говорит Владимир Васильевич. - Инвалиды не только получают деньги за свой труд, но и чувствуют себя нужными. Но сейчас людям с ограничениями по здоровью практически невозможно получить адекватную работу. У ВОС огромный опыт по организации специализированных предприятий для слепых. Причём организация не только давала людям работу, но строила жильё, социальные объекты. Например, Красноярский краевой глазной центр в советское время был простроен на средства, которые заработали на специализированных предприятиях члены ВОСа. Сегодня, к сожалению, многое изменилось. Спецпредприятий осталось мало, а на обычное производство работодатели берут инвалидов очень неохотно. Ведь на их плечи взваливается столько новых проблем: колясочникам нужно обеспечить доступ к рабочему месту, глухим необходим сурдопереводчик и так далее. Ещё одна серьёзная проблема возникает, когда инвалид приезжает в другой город: он не может пользоваться теми льготами, которые ему доступны дома. Я инвалид с 1980 года, тотально слепой, но много езжу по стране по рабочим вопросам. В Москве, например, не могу использовать свою транспортную карту, выданную в Красноярске. Это доставляет массу неудобств. Получается, что в нашем государстве нет единой системы льгот для инвалидов, а это неправильно.

Что касается перевозки инвалидов на дальние расстояния, то здесь не всё так однозначно, как кажется, уверен опытный незрячий путешественник Владимир Сипкин.

- Когда летит инвалид, то ему, как правило, необходимо сопровождение, - поясняет Владимир Васильевич. - Если он один, то заботы о нём ложатся на персонал лайнера или другого транспортного средства. На мой взгляд, в этом случае нужна справка с медицинскими показаниями. Если, например, человек эпилептик и в воздухе с ним случится приступ, что тогда? Сажать самолёт раньше? Да, на Западе инвалиды летают без сопровождения, но там очень подготовленные экипажи, вплоть до того, что на борту самолёта есть медработник. У нас, увы, пока такого нет.

Надежда Куликова, руководитель Красноярской краевой общественной организации инвалидов «Щит», констатирует, что, несмотря на то, что очень много говорится о правах инвалидов, проблемы по-прежнему, остаются.

- Например, у нас ни в одном из краевых медучреждений в Красноярске нет отделения для колясочников. Хотя для этого требуется немного: выделить несколько отдельных палат, расширить дверной проём, поставить ортопедические кровати. Есть вопросы к системе ЖКХ. Знаю парализованного человека, который живёт на первом этаже и при этом платит за лифт. За что - непонятно. Не могу понять и логики начисления инвалиду размера пенсии - она рассчитывается с учётом стажа и заработной платы. Но какой у инвалида детства может быть стаж и зарплата? Поэтому у них очень маленькая пенсия. Говоря о правах инвалидов, считаю, что нужно поднимать вопросы не только законодательного и правого характера, но и человеческой культуры, гуманизма. Если дело касается инвалида, то окружающие его здоровые люди должны понимать, что этому человеку необходимо особое внимани и помощь. А у нас все пытаются уйти от проблем, которые может доставить инвалид. Что касается случая с девочкой из Бурятии, которую не пустили на борт самолёта, то, на мой взгляд, сотрудники авиакомпании поступили не по-человечески.

Нина Градова

Источник: gornovosti.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ