Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Инвалид в большом городе. Москва.

Государственная программа "Доступная среда" начала реализовываться в России с 2011 года. В декабре прошлого года в Москве прошла уже 2-я конференция «Транспортная политика в области предоставления оптимальных условий пассажирам с ограниченными возможностями». То есть, нельзя сказать, что ничего не делается и не меняется. Предусмотрено и создание безбарьерной среды обитания, и строительство уличных лифтов для инвалидов, и выпуск усовершенствованного наземного транспорта.

Проблема, действительно, большая, так как только в Москве (где ещё в 2009-м Городской Думой был принят закон «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры Москвы») одних только инвалидов-колясочников проживает 26 тысяч. Законы и планы есть, но в жизни всё куда сложнее.

Даже Госдума России долгое время была не приспособлена для работы в ней инвалидов, что стало ясно после истории, приключившейся летом 2005 года, о которой рассказал депутат ГД Ломакин-Румянцев. Тогда в Охотный Ряд прибыла делегация конгресса США, которую возглавлял передвигающийся в кресле на колесах Генри Хайд. Между тем, даже в зале заседаний не было ни одного пандуса, по которому можно было бы съехать на коляске, и американца переносили на руках пятеро сопровождавших делегацию морских пехотинцев. Только после этого думские хозяйственники закупили два механизма-подъемника на гусеничном ходу по 150 тысяч рублей каждый. А вот не случись такого?

Чтобы решить такой нехитрый вопрос, как низкая подножка у наземного транспорта, понадобились десятилетия; долгие годы инвалидам были фактически отрезаны пути перемещения по столице. Несколько лет назад в столице появились первые автобусы и троллейбусы с широкой средней дверью и низкой подножкой, сейчас ими уже никого не удивить. Да, не везде инвалиду просто попасть с тротуара в салон, но все же не так сложно, как раньше. Хорошо, хоть так. Хотя… есть ещё трамваи, маршрутки и метро, и далеко не все автобусы низкопольные. Да и только около трети наземных пешеходных переходов приспособлены для людей с ограниченными возможностями.

А звуковой сигнал на светофорах? Казалось бы, ничего особо сложного, а сколько лет пересечение улицы было сложнейшей проблемой для людей с ослабленным зрением и слепых! Как немного порой надо, чтобы облегчить людям и без того непростую жизнь...

Но сложностей, понятно, осталось куда больше. Вот, к примеру, огромные кварталы спальных районов, где нет метро — как оттуда выбраться инвалидам и так называемым маломобильным гражданам? Только днём, когда схлынет основной поток людей, спешащих на работу. С другой стороны, кто поможет выбраться инвалиду на коляске из разбитых дорожек, непролазной грязи окраин и просто протянуть руку поскользнувшемуся и подать уроненные палочку или костыль. И приходится людям делать огромные крюки, выбирая путь только по ровному асфальту и только там, где много людей.

Но для этого ещё и на улицу надо выбраться. Не будем забывать, что не во всех домах есть грузовые лифты — а как без них на коляске? Во многих домах лифтов же и вовсе нет ,и это значит, что вполне нормальные люди вообще не могут выйти из квартиры. А даже если и есть — все ли подъезды оборудованы съездами по лестницам? Иван Рафаилов, житель столичного Чертаново, даже не язвит, когда вспоминает «заботу» о себе: ссылаясь на неудобства для остальных жильцов, работники ДЭЗа оборудовали подъезд одной (!) направляющей. И жильцам стало неудобней, и инвалиду (равно как и мамам с колясками) не легче, зато можно отчитаться о проявленной заботе в рамках создания «безбарьерной среды».

Автор лично сталкивался со случаем, когда работники ДЭЗа решали «непосильную задачу»: нужен съезд и для детских колясок, и для инвалидных, а расстояния между колёсами разные, что ж теперь, два съезда делать? Воистину, «бином Ньютона»: да просто сами направляющие сделать пошире, чтобы любые коляски могли по ним ехать!

Да, сделаны в столице тысячи съездов с тротуаров и улучшены переходы. Это много. Но надо-то на порядок больше! С 1999 г. московские власти ведут статистику зданий, доступных для инвалидов. Результаты свидетельствуют, что на сегодняшний день из десятков тысяч приспособлено более 9 тыс. объектов, из них полностью – 1200, остальные – лишь частично. Как говорится, «хорошо, но мало».

И, как водится на Руси, без халтуры никак. Нередко пандусы при входах в здания и в подземных переходах строятся покороче и, следовательно, со слишком крутым углом наклона, порой до 30-45 градусов; нередко вместо пандуса монтируются более дешёвые металлические швеллеры и отсутствуют перила. Ими пользоваться не просто неудобно, но опасно. На своих форумах инвалиды жалуются, что из-за таких вещей ту же Тверскую в центре города (что уж говорить об окраинах!) им пересечь непросто, а войти-выйти на старых станциях метро без помощи прохожих невозможно. Виктор Счастливый из организации САМИ считает, что около половины официально «оборудованных пандусами» переходов на самом деле не приспособлены для инвалидов, того же мнения – и Ольга Каменева из клуба «Крылья».

Отдельный вопрос — магазины. Скажем, «Ашаны» хорошо оборудованы, и инвалидам там несложно, а вот какие-нибудь «Пятёрочки»-«Перекрёстки»? Мы же редко задумываемся, каково инвалидам быть зависимыми чуть ли не в каждом вопросе. Каково им сделать покупку, дойти до сберкассы или любого учреждения. Они же часто хотят это делать сами! Почему им в этом не помочь?

Да, городу есть чем гордиться: не так давно создан Центр легкового такси для инвалидов с парком в 55 машин, стоимость услуг которого наполовину ниже стандартного тарифа такси. Для коллективных выездов людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата используются 19 автобусов, оборудованных подъемниками, использование которых полностью оплачивается из городского бюджета. Работает специальный сайт с картой доступности объектов Москвы: http://invamos.ru.

Нередко с какой-то мелкой и очень конкретной проблемой инвалиду некуда идти. Что делать? Объединяться. Существует организация «Люди в колясках», региональная общественная организация инвалидов САМИ («Сильные, Активные, Молодые Инвалиды»), клуб социокультурной интеграции инвалидов "Крылья" (перечислять сложно, таких организаций десятки). Но в постоянную практику местных властей постоянные консультации с самими людьми на предмет их нужд и потребностей не входят. Существует интернет-портал для инвалидов - Disability.ru. Достаточно только глянуть на перечень тем на их форумах: «Прикольно — бесполезные пандусы», «Как пользоваться подъёмником в подъезде», «Поставили подъёмник, а он не работает», «Гидролифты — где найти такой», «Обустройство пляжа» и т.д. Любой чиновник может заглянуть на такой форум, посмотреть, на что жалуются, что предлагается, чему радуются и чему огорчаются люди, живущие среди нас. Такие же, как мы, только больше нуждающиеся в помощи. Но создаётся упорное ощущение, что это как бы два разных мира: одни что-то решают, а другие – пользуются или пытаются пользоваться.

Например, с 2009-го в Москве начали внедрять специальную тактильную дорожную плитку для слабовидящих и слепых. Есть мировой опыт: плитку кладут либо с «точками» - предупреждающую, либо «с полосками» - направляющую. Но до сих пор многие, в том числе сами слепые, не знают, что такая плитка вообще существует. Незрячие элементарно не информированы, как по такой плитке ходить. Те, кто её укладывает, не знают, зачем они это делают. Тамара Шаницына, ведущий специалист Всероссийского общества слепых, подтверждает, что тактильную плитку часто кладут абы как. Да и качество ее такое, что зачастую хватает на полгода, потом она стирается.

Так называемое безбарьерное пространство — это окно в мир для инвалида, а не островок безопасности. Так давайте же откроем эти окна пошире.

Игорь Черный

Источник: miloserdie.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ