Архив:

Синдром государственного равнодушия

«Люди с синдромом Дауна живут в каждой стране и в каждом городе. В Украине ежегодно рождается более таких 420 детей, и, к сожалению, только небольшая часть из них остается в семьях», – отмечает Сергей Курьянов, президент Всеукраинского благотворительного фонда «Даун Синдром», которая объединяет более 520 семей со всей Украине. По словам родителей, воспитывающих детей с СД, многим еще в роддоме врачи советуют отказаться от такого ребенка, а потом, когда ребенка хотят отдать в садик или школу, предлагают отдать в интернат.

Сергей Курьянов объясняет, что дети с СД при наличии необходимой психологической, медицинской поддержки и специально разработанной для них учебной программы могут быть полноценными членами общества. Они могут получить среднее образование, овладеть определенной профессией и найти работу. Другое дело, что в Украине такие дети почти не имеют доступа ни к среднему, ни к начальному, ни к дошкольному образованию. «Родителям, чьи дети с СД абсолютно готовы и имеют все необходимые навыки, просто отказывают в приеме в детский сад. Что касается общеобразовательных школ, то к ним имеют доступ только 25 детей из 420 ежегодно рожденных», – объясняет господин Курьянов.

«То, что детей с СД не хотят брать в школы – это проблема всего постсоветского пространства, проблема отношения общества и государства к людям с особыми потребностями. К сожалению, мы как общественная организация не можем открывать школы или создавать инклюзивные детские сады, мы можем только помочь родителям подготовить детей. Это абсолютно социально адаптированные дети, которым некуда пойти», – рассказывает Татьяна Михайленко, директор программ Центра раннего развития для детей с СД, который открылся осенью 2010 года на базе благотворительной организации «Даун Синдром». Это единственный такой центр в Киеве. Примечательно, что государство финансово не поддержало ни один проект или инициативу центра. «Все то, что декларируется на словах, на деле оказывается недейственным. Наше государство не обращает внимания на эту проблему, хотя мы готовы делиться проектами, разработками», – подытоживает госпожа Михайленко.

Если говорить о тех детях, что все же учатся в общеобразовательных школах и получают инклюзивное образование, то они, по словам родителей, не получают тех знаний, которые могли бы получать при правильном подходе. «Нашему сыну Артему – восемь лет. Этой осенью он вместе с младшей на два года сестрой пошел в первый класс общеобразовательной школы. Этот класс является экспериментальным, инклюзивным. В классе, кроме учителя, еще ассистент. Но год проходит, мы подводим определенные выводы и понимаем, что такое инклюзивное образование нам не подходит: нет специальной программы, которая бы учитывала возможности ребенка, обучение не направлено на всестороннее развитие, является несистемным. Кроме того, педагоги не имеют соответствующего опыта, специальных знаний, не имеют мотивации», – рассказывает мама 8-летнего Артема с СД Оксана Музыченко.

Во всем мире люди с СД учатся в общеобразовательных школах, а затем получают работу. Они могут работать музыкантами, официантами, администраторами в супермаркетах, ухаживать за стариками... «В Украине кое-кто шьет обувь на фабриках, работает в типографиях, в кафе, но большинство – все же сидят дома», – рассказывает Курьянов.

«Сегодня, к сожалению, наше государство не может гарантировать детям с СД законное право на образование: они не имеют возможности получить специальность, а потом найти работу. Доступ к инклюзивному образованию гарантирован законодательством, но в действии является абсолютным фарсом. Все права, гарантированные Конституцией Украины, законодательством и международными документами, у нас абсолютно не соблюдаются», – заключает президент ВБФ «Даун Синдром».

Кстати

Большинство распространенных мифов о людях с синдромом Дауна собственным примером развенчивает испанец Пабло Пинеда. Он первый человек с СД в Европе, который получил университетское образование, а точнее, два – по педагогике и психологии. Сейчас он работает учителем, снялся в кино. В многочисленных интервью Пабло рассказывает, что все это – благодаря его родителям, которые значительную часть своего времени уделяли его развитию, а еще имели большую библиотеку.

По материалам газеты «День»

Источник: dislife.ru