Архив:

Аномалиям вопреки

По данным российского НИИ дефектологии, в нашей стране ежегодно рождается порядка десяти процентов детей с наследственной патологией. Столько же имеют выраженные или приобретенные нарушения. В стотысячном Ельце существует своя печальная статистика. Она не на виду. Не бросается в глаза, а чаще скрыта за зашторенными окнами и закрытыми дверьми отдельно взятых квартир. Детская инвалидность — горе отдельно взятой семьи. И что может быть ее страшнее…

Отчаяние и фатальная родительская безысходность — обо всем этом директор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида города Ельца Алла Сергеева знает не понаслышке. И, быть может, как раз потому, что пропустила через свое сердце боль за родного человека, она выбрала делом жизни помощь больным детям.

— Мы являемся учреждением государственной поддержки детства. Школ с дневным пребыванием, таких, как наша, в нашем регионе всего две. Психологическую и коррекционно-педагогическую помощь здесь получают около ста человек. Это не только юные ельчане. Родители везут к нам своих деток из Задонска, Становлянского района, где нет аналогичных учебных центров, — поясняет Алла Александровна.

Надо сказать, вопрос об организованном обучении таких детей встал «ребром» в Ельце в начале XX века. До этого времени, не имея условий для своего развития, не получая специальной и социальной помощи, больные ребятишки становились тяжелым бременем для семьи и общества. По сохранившимся документам, в 1929 году в городе впервые был создан вспомогательный класс для аномальных детей. Его главной задачей стало создание благоприятных условий для коррекции отклонений в развитии всеми известными педагогам средствами: обучения, воспитания и трудовой подготовки.

Много воды с той поры утекло. И как-то незаметно пролетели эти восемьдесят с лишним лет, вместившие в себя тысячи жизней малышей и их преподавателей, даривших своим подопечным любовь, заботу, понимание, участие и надежду. Алла Сергеева подчеркивает: от истоков развития елецкой системы коррекционных школ в нашей стране здесь всегда работали педагоги, являвшиеся настоящими интеллигентами, высоконравственными и высоко духовными людьми, составлявшими и составляющими интеллектуальную элиту Ельца. Так повелось от первой учительницы — Софьи Михайловой. Да, за восемь десятков лет кадровый состав школы претерпел значительные изменения, однако педагогические традиции устоялись накрепко. Три кита, на которых держится базовый «фундамент» образовательного учреждения, позволяя ему двигаться вперед теперь уже в рамках президентской инициативы «Наша новая школа»: это ответственность за обездоленных детей, высокая работоспособность и социальная активность педагогов.

В ХХI веке являясь одним из звеньев региональной образовательной системы, елецкая коррекционная школа VIII вида дает детишкам с недостатками интеллектуального развития равные права на получение образования — с учетом возможности выбора профессии индивидуально для каждого ребенка.

…С особым чувством переступала я порог этой специализированной школы. Но здесь оказалось все точно так же, как и в любом другом образовательном центре. Так же звенел звонок, звучал детский смех, и учителя в окружении стайки учеников так же шли по коридору, узнавая от своих воспитанников самые последние новости. А еще в этот день здесь проходил спортивный фестиваль «Я могу все!». Верные помощники педагогов — студенты спортфака ЕГУ имени И.А. Бунина, будущие специалисты по адаптивной физкультуре — устроили для мальчишек и девчонок настоящий праздник духа и тела. И надо было видеть, с каким азартом включились ребятишки в соревновательный марафон.

А мы с директором Аллой Сергеевой продолжали экскурсию. И оставаясь в одном пространстве, натурально перемещались во времени: школа-то размещается в двух исторических зданиях, построенных еще в 1892 году елецким купцом Зотовым. О том времени напоминают кованые дверь и решетка «пчелка» на одном из окон.

Во всем остальном это современное по образцу ХХI века учебное заведение. В кабинетах установлены компьютеры и интерактивные доски, а в Интернете у школы есть свой сайт. Здесь работают кабинеты социально-бытовой ориентировки, швейная, две столярные мастерские и мастерская обслуживающего труда. Этому направлению уделяется особенное внимание, ведь, как заметила директор, важно приспособить ребенка к полноценной жизни. Говоря обычным языком, ребенка здесь учат пользоваться современными предметами быта, такими как микроволновка и кухонный комбайн. Моделируют бытовые ситуации, чтобы родители впоследствии были спокойны в момент, когда ребенок остается дома один. Сложность обучения — в специфике заболеваний. Порой каждый день занятия приходится начинать по новой. Каждому старшекласснику программа подбирается практически индивидуально.

Пожалуй, самый востребованный в школе кабинет социально-психологической службы. Для его работы, как, впрочем, для любых других, не жалеют средств. В последние три года мощный «десант» современного оборудования пришел в мастерские, школьную столовую. Такому оснащению и особенно наглядным пособиям, имеющимся в арсенале педагогов-предметников, по-хорошему завидуют коллеги «обычных» школ. Вот и я, каюсь, позволила себе задать директору «провокационный» вопрос: мол, имеет ли смысл такая усиленная работа?

— Я воспринимаю эти вопросы крайне болезненно, — тут же без промедления ответила Алла Александровна. — Часто приходится слышать подобные мнения. Но есть главный «железный» аргумент, и его понимает государство, оказывающее беспрецедентную финансовую поддержку: здоровый ребенок — он всех тех знаний, что недополучил в школе, доберет по жизни. У наших детей и их родителей таких возможностей просто нет.

Мы побывали в этой школе с особой атмосферой добра и понимания накануне важного события. В субботу здесь состоялся День открытых дверей. И, быть может, уже сегодня кто-то из родителей по-новому оценит своего ребенка. Дав ему шанс, произнесет ключевые слова: «На следующий год мы ваши первоклассники». И это будет высший знак доверия педагогам этой особенной школы...

Милада Федюкина

Источник: lpgzt.ru