Архив:

Готов ли российский бизнес брать на работу инвалидов

В России насчитывается около 13 млн людей с инвалидностью, 35-40% из них — трудоспособного возраста. По статистике, которая очень сильно отличается в зависимости от источника, трудоустроены из них от 3 до 15%. Такие цифры приводят организаторы конкурса «Путь к карьере», в пятый раз прошедшего в Москве.

Конкурс проводится РООИ «Перспектива» совместно с Советом бизнеса по вопросам инвалидности, в который входят крупные международные и российские компании (Сiti, Clifford Chance, Coleman Services, Nike, KPMG, HP, Джонсон & Джонсон, Microsoft, Transaero и др).

Пока число людей с инвалидностью, которые находят работу в рамках конкурса, весьма невелико. Для примера, год назад заявки на конкурс подали 80 человек, в этом году всего 50. Однако, как отмечают организаторы, даже те из участников, кто не становится победителем, в большинстве своем получают работу.

По примерным подсчетам, в Москве проживает 350-400 тысяч людей с инвалидностью трудоспособного возраста. Традиционно большинство из них получает работу на специализированных предприятиях. Основная часть их жизни, таким образом, протекает в закрытых обществах: специализированные учебные заведения, интернаты, предприятия. Инклюзивное образование как в столице, так и в целом по стране находится в зачаточном состоянии, а в условиях огромной конкуренции за каждое рабочее место большинству компаний едва ли придет в голову подбирать соискателей среди инвалидов.

Шанс для людей с инвалидностью на трудоустройство на открытом рынке труда появился с приходом на российский рынок крупного западного бизнеса со своей корпоративной культурой. Один из важных тезисов этой культуры — подбор сотрудников исходя из принципов многообразия: расового, национального, гендерного.

Как приживается этот принцип в российских компаниях? Пока толерантность — не сильная черта нашего общества, и предложение рассмотреть в качестве соискателя инвалидов не у всех работодателей встречает понимание. Немалые проблемы с адаптацией и у самих людей с инвалидностью. Живя в закрытых обществах, они зачастую не представляют, как себя вести в обычном коллективе.

Готовы ли российские компании брать на работу инвалидов, как осваиваются в новом коллективе сотрудники с инвалидностью, с какими трудностями может столкнуться работодатель? Мнения.ру публикуют комментарии экспертов.

* * *

Мнение высказывает Яна Ковалева, руководитель проектов по трудоустройству инвалидов РООИ «Перспектива»:

Изначально при трудоустройстве очень многие испытывают страх. Особенно он силен у тех, кто учился в специализированных учебных заведениях. Это их первый шаг в мир, ведь до этого они находились в закрытой среде, где им было уютно. Они обычно задают такие вопросы: «А я там буду один такой работать?», «А что мне делать, а вдруг меня не воспримут?» Кто-то задает эти вопросы, кто-то их не задает и справляется сам, но возникают они в голове у 90% инвалидов, которые трудоустраиваются в компании на основе открытого конкурса.

Мы стараемся ребятам объяснить, адаптировать их. У нас есть тренинг по пониманию инвалидности, который проводится как для компаний, собирающихся принять на работу инвалида, так и для самих людей с инвалидностью, у которых зачастую очень много стереотипов в отношении собственной инвалидности. Стереотипы в отношении того, как отреагирует работодатель, страх, что он откажется от сотрудника-инвалида и т.д.

По опыту (а я занимаюсь этим с 2003 года) я могу сказать, что если работодатель отказывает, то он отказывает не потому, что у человека инвалидность, а потому, что он ничего не знает об этой инвалидности. Есть отличный пример девушки, которая пришла на собеседование в один из крупных банков. У нее нет одной руки. Собеседование она успешно прошла, но после него работодатель обратился к нам с вопросом: «К нам на собеседование пришла девушка, у нее нет руки, как нам ее об этом спросить, как нам быть?» Мы оказали консультацию, помогли работодателю решить этот вопрос. Если бы нас не было и работодателю пришлось бы разбираться с ситуацией самому, ему было бы проще отказать. Зачастую проблема именно в этом: компании, сталкиваясь с непривычной для себя ситуацией, не знают, как себя вести.

Самое главное, что когда кандидаты устраиваются на работу и уже работают в компании, они понимают, что все страхи были порождены стереотипами. К ним относятся как ко всем другим сотрудникам, и их инвалидность не играет роли. Я не знаю ни одного человека (а трудоустроила я очень многих), который бы пришел и сказал, что на него косо смотрят.

Был один такой случай с небольшой компанией, которая занималась продажей в России голландских цветов. Они открылись к теме, которой мы занимаемся, и решили попробовать взять к себе человека с инвалидностью. Они взяли девушку на коляске, которая тоже немного боялась. Коллектив в компании совсем небольшой, человек 20, и от тренинга они отказались, сказали, что не хотят заранее сообщать сотрудникам. В итоге девушка проработала только 3 дня и ушла, поскольку ощущала на себе косые взгляды. Это, конечно, ошибка компании, в этом случае просто необходимо было наладить личный контакт, дальше ее стереотипы об инвалидности разрушились бы сами собой.

Мнение высказывает Марина Хадина, руководитель карьерных сервисов HeadHunter:

Открывая вакансию, работодатель имеет определенный набор требований к соискателю. Рассматривая в качестве кандидатов людей с инвалидностью, компании выбирают среди них только тех, кто всем этим требованиям отвечает, кто обладает необходимым набором качеств и навыков. Мы всегда подчеркиваем, что трудоустройство людей с инвалидностью на открытый рынок труда не подразумевает благотворительности, они проходят собеседование на общих основаниях. И решающую роль при отборе играют именно компетенции.

Мнение высказывает Денис Роза, директор РООИ «Перспектива»:

Нужно признать, что в основном люди с инвалидностью не трудоустроены. Это отмечалось как очень острая проблема на совещании с действующим президентом, на котором присутствовали представители организаций инвалидов.

В Москве существует программа, по которой до 2016 года должно быть трудоустроено 80% инвалидов из тех, кто желает работать. В этой формулировке кроется определенное лукавство, поскольку большинство, конечно же, работать желает, но другой вопрос — что им предлагают. Несмотря на то, что проблема признана важной, единого механизма решения проблемы пока нет. Наиболее распространенные способы — трудоустройство в специализированные предприятия (самые крупные из них — предприятия Всероссийского общества слепых), трудоустройство на дому, а также создание рабочих мест. Последнее, на мой взгляд, выглядит несколько искусственно, создание рабочего места — очень странное понятие с точки зрения работодателя. В Москве на это выделяются средства — до 50 тысяч рублей в месяц. При этом в провинции сумма гораздо скромнее, я знаю, что в Нижнем Новгороде это 5-6 тысяч рублей в месяц.

РООИ «Перспектива» работает с 1997 года, и мы с самого начала ориентировались на интегрированное трудоустройство. За 8 лет нам удалось трудоустроить на открытые вакансии 2 тысячи человек. Основная наша задача — сделать так, чтобы у человека был выбор, чтобы он мог трудоустроиться именно в ту сферу, которая его интересует.

«Перспектива» трудоустраивает около 400 человек в год, отбор кандидатов осуществляется в основном через вузы. Положительный момент в том, что сейчас стали появляться доступные для инвалидов вузы. Но исторически в России большинство инвалидов с детства обучается в специализированных учреждениях, и это тоже представляет проблему: для большинства людей с инвалидностью, которым мы помогаем трудоустроиться, место работы становится первым опытом жизни в обществе.

Анна Юрьева

Источник: mnenia.ru