Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Мы просто другие, мы видим на другой глубине...

Я была много наслышана о школе-интернате № 8 города Иркутска для слепых и слабовидящих детей, но, как говорит народная мудрость, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И я отправилась в путь. Я села в маршрутку. В городе Иркутске есть остановка, которую так и называют в народе – «школа слепых». Только я хотела уточнить, где мне выходить, как высокий мужчина, опередив меня, попросил водителя остановиться на нужной мне остановке, уверенно вышел и быстрым, энергичным шагом направился к школе.

Я поспешила за ним. По дороге мужчина встретил женщину и стал с ней разговаривать, а когда я подошла к ним, то он посторонился и пропустил меня вперёд. И тут я увидела, что он совершенно слепой…. Он смотрел в мою сторону, лицо его было приветливым, а в глазах была пустота. Я была поражена: как он ехал совершенно один в транспорте, уверенно вышел и свободно двигался по улице? Как увидел меня, чтобы пропустить вперёд? Позднее я узнала, что это был один из самых уважаемых педагогов школы, кандидат философских наук Токаревский Виктор Николаевич. Он сам учился в этой школе и уже много лет работает в ней, он учит детей видеть этот мир, видеть по-особому, сердцем….

Инвалиды, а значит несчастные…. Так думает подавляющее большинство людей о слепых и слабовидящих людях. Так думала и я. Но, как же я ошибалась! Может, где-то и есть такие, но только не в этой школе! Как я узнала, в школе №8 для слепых и слабовидящих учатся дети с разными диагнозами. Есть полностью слепые, которые не видят вообще ничего, есть те, которые видят, но видят не так как обычные люди. Вот девочка смотрит большими круглыми глазами на тебя, а ты в её глазах не один, а несколько, или ты в её глазах крутишься как центрифуга, и что толку от такого зрения? Ведь мир она воспринимает в искажённом виде. Есть такие, у которых остались буквально сотые или тысячные доли зрения. Такой человек видит, но только в очках с толстенными линзами, и может читать, но только буквально елозя носом по книге. Если этот ребёнок будет без очков, то он просто не заметит человека, идущего навстречу, и врежется в него на полном ходу. Кто он? Слепой. Есть дети, которые в настоящее время видят, но их зрение стремительно ухудшается до полной слепоты, и помочь невозможно ввиду специфики заболевания.

Казалось бы, надо плакать, переживать, страдать, что перспектива жизни печальна в нашем обычном понимании. Но придя в школу, я, к своему удивлению, увидела детей, живущих яркой, насыщенной жизнью. Вот Максим – с рождения слепой ребёнок. Любит смотреть в окно, прижмётся лбом к стеклу, смотрит вдаль и говорит: «Во-о-он листик летит с дерева. А вот человек идёт, наверное, к нам в школу». А рядом видящие дети: «У-у-у, какие красивые листья летят с деревьев! Ой, тётя Лена к нам идёт». Лёшка из третьего класса приходит ко мне и говорит: «Вот, послушайте, какую я песню научился играть на гитаре» и исполняет мне свой шедевр, с подобранной на слух мелодией. Вся школа умиляется Вовкой первоклассником. Стоят учителя на перемене кружком, обмениваются последними новостями. А Вовка мчится по коридору и видит преграду, а как обойти её он не видит. Он ныряет в центр круга, руками раздвигает учителей в стороны и говорит: «А, ну-ка, пропустите-ка меня, девчонки!», и мчится дальше по коридору. Учителя до сих пор смеются, вспоминая этот случай.

При обходе спален я обратила внимание, что там очень чисто и всё прибрано, буквально каждая вещь имеет своё место. Утром, придя на подъём детей, я поняла, для чего нужен идеальный порядок. Мы, зрячие, поддерживаем порядок, чтобы было красиво, чтобы было приятно смотреть на убранную комнату. А для них это просто жизненная необходимость. Слепой всегда всё кладёт строго в определённом порядке, чтобы потом взять вещь с этого же места и не искать её. Но больше всего я была поражена, когда увидела, как Оля, полностью слепая девочка, мыла полы в спальне, причём, мыла очень чисто. Затем она вытерла везде пыль, прибрала обувь в шкафу, проверила, как сложена одежда на полках. Всё это было сделано за тридцать минут до уроков. И так ежедневно – два раза в день обязательная уборка в спальнях и в классе. Первоочередная задача, которую школа ставит перед собой, это полная адаптация слепых и слабовидящих детей к жизни. Дети должны быть не инвалидами, а полноценными людьми. После всего увиденного я поняла, что я-то свою дочку не готовлю к жизни, она у меня растёт эгоистичным человечком – потребителем. Теперь я уже стала требовать от неё, чтобы она ежедневно поддерживала порядок дома, имела тоже свои постоянные обязанности.

Детей не только надо обучить бытовым навыкам и обслуживанию себя, но также надо научить их читать и писать. В школьной библиотеке есть огромный выбор книг, на все вкусы и запросы. Есть книги с обычным шрифтом, но с очень крупными буквами, есть аудио- или «говорящие» книги, есть книги, написанные по системе Брайля. Статистика утверждает, что взрослый зрячий человек в среднем прочитывает 6 книг в год, а слепой прочитывает в среднем 9 книг! Так кто же у нас обделённый…?

Продолжая обход школы, я стала осматривать школьные кабинеты. Кабинеты все небольшие, рассчитанные на малое количество учеников, это и понятно, ведь обучение таких детей требует больше индивидуальной работы. Когда я шла по коридору, то едва успела посторониться и пропустить мчащихся бегунов. Даже в холодное время года спортсмены напряжённо тренируются, используя для этого школьные коридоры, за неимением лучшего помещения. Как я узнала позднее, среди выпускников школы №8 масса талантливых спортсменов – чемпионов страны, Европы, мира и параолимпийских игр. И все они воспитанники учителя физкультуры и выпускника этой школы Дахневич Виктора Васильевича. Целая стена увешана фотографиями чемпионов!

На первом этаже есть одна неприметная дверь, за которую ежедневно ныряют мальчишки-непоседы. Что же там их привлекает? Оказывается, бывший выпускник школы, а теперь учитель труда Янчевский Владимир Робертович вместе с ними творит там нечто прекрасное, чеканя по металлу изображение былинных героев, вырезая по дереву плач Ярославны, выковывая из железа уличные фонари с завитушками. Просто удивительно, какую красоту ребята выставляют на выставках!

У меня всё время возникал вопрос, как они этот мир видят, если глаза не способны воспринимать окружающее визуально? Вот Влад любит кататься на скейте по школьному коридору, причём никогда не врезается в стену или в угол, заранее определяя, куда и когда свернуть. А Максим любит открывать кран и слушать, как журчит вода. Очень любят дети собирать конструкторы, обстукивая каждую деталь пальцами и определяя самостоятельно, куда какой предмет присоединить. А когда заглядывают в кабинет, с порога определяют, кто там находится: «А, здесь вы, Наталья Александровна?».

Дети постоянно заняты, им некогда слоняться без дела и ныть: «Мне скучно…», что нередко можно услышать в обычных школах. Им некогда быть нервными, недовольными, сердитыми, обиженными. Они постоянно заняты делом – учёбой, спортом, творчеством. Они ЖИВУТ! Слепые дети, которые видят этот мир цветным и ярким!

Мы, по убогости своей души, думаем, что незрячим людям трудно, так как они не видят глазами, так как они утратили бесценный дар природы – зрение. Как глубоко мы ошибаемся! В Турции есть художник, слепой от рождения! 56-летний Эсреф Армаджан – слепой художник из Анкары, он рисует трёхмерные объекты. Эсреф родился в одном из самых бедных районов Стамбула и не имеет никакого образования. Он никогда не видел оттенков цвета, не видел света и тени. Эсреф рисует масляными красками руками, как он говорит, он «живёт» вместе с картиной. Картины его известны во всём мире, некоторые говорят, что это новое «слово» в искусстве. У него настолько яркие работы, что они просто горят красками, а он в принципе никогда не видел ни одной краски.

В 12 лет мальчик нарисовал бабочку. Родители удивились и спросили, откуда он знает, как выглядит бабочка? Эсреф ответил, что он просто так её видит. Потом мальчик нарисовал кота, потом корову. И родители перестали удивляться.

В 2004 году учёные Гарвардского университета в Бостоне обследовали Эсрефа. Сделали МРТ головного мозга и обнаружили, что часть подкорки головного мозга художника, которая отвечает за визуальные образы, во время рисования была оживлена так же, как и у зрячих людей. Во время творческого процесса возникает внутреннее зрение….

Воспитатель иркутской школы № 8 и выпускница этой же школы Никитина Н.А. рассказывает, что когда заходит в кабинет, глазами никого не видит, но всегда точно знает, кто там находится…. «Я – говорит она – даже не могу объяснить, как это происходит, но это так! Получается, что я не глазами, а чем-то другим вижу».

Зная это, я уже не была удивлена, когда увидела в одном школьном кабинете написанные маслом картины. Для меня это было подтверждением того, что у слепого человека есть внутреннее зрение. Эти картины написали Исакова Юля и Илютикова Оля. На натюрморте прорисованы солнечные блики на посуде, но как они их нарисовали? Ведь они же инвалиды по зрению. А затем я увидела поделки других детей: резьбу по дереву, выжигание, чеканку, изделия из железа…. Затем – вышивку, шитьё, вязание, бисероплетение…. И всё это делают инвалиды по зрению!

А как они поют! Хрустальные ангельские голоса взлетают ввысь и уносят вас в светлый мир! «Возврати себе храм, возврати себе свет, этим светом будь свят, этим светом согрет…»,– поют дети, и на душе становится так светло, как будто там и правда возник светлый храм света и любви ко всему миру и людям…. «Как они могут так проникновенно петь, как они могут так передавать все переживания в песне, если они ничего не видят?»,– опять закрадываются обывательские мысли в мою голову. А Эльвир Султанов, Алёша Клямко и Данил Герасимов уже поют: «Попытайтесь нас просто понять, в нашем мире всё не так, здесь могут часы замирать, мы видим узоры снежинок, и капельки в глыбе льда…, мы просто другие, мы живём на другой глубине».

Конечно, работать здесь не просто. Эти дети не видят, но они чувствуют всё! Чувствуют каждую твою мысль, фальшь, неискренность и сразу тебе в открытую могут сказать об этом…. Педагоги этой школы не просто здесь работают – они душу здесь оставляют. Да и как ещё можно научить, объяснить, донести что-то ребёнку, если он не может принять информацию визуально? Только сердцем…. Вместе печалятся, радуются, смеются, пьют чай, гуляют, просто разговаривают по душам. Каждый день, капелька по капельке, по крупице, вкладывают свою душу в каждого воспитанника работники этой школы, многие их них и сами когда-то учились здесь. Основная часть коллектива работает в школе по двадцать-тридцать лет. Мы привыкли, что в обычной школе директор сидит в кабинете и принимает по строго определённым вопросам, иногда изредка промелькнёт в школьных коридорах с весьма строгим выражением лица. Тут же, когда директор Ольга Викторовна Кучергина совершает свой ежедневный утренний или вечерний обход школы, дети радуются ей, младшие просто виснут на ней. Старшие ученики более сдержанны в своих эмоциях, но они могут в любой момент буквально ворваться в кабинет директора, чтобы выплеснуть свои переживания. Удивительно, как внимательно Ольга Викторовна слушает, вникает, разбирает ситуацию, и совместно с ребёнком принимает решение проблемы. «В каждом сердце есть храм, имя храму любовь …», – так поют дети….

Оксана Торбеева

Источник: epochtimes.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ