Архив:

Дети-аутисты: чудеса на трудном пути к знаниям

Ребенок, у которого в самом раннем возрасте обнаружили аутизм и вовремя начали коррекцию, имеет неплохие шансы на то, чтобы в дальнейшем учиться в обычной школе вместе с другими детьми. Но и в более тяжелых случаях педагоги успешно обучают детей с этим недугом, хотя это и требует индивидуального подхода и значительных усилий, отмечают эксперты.

Аутизм – расстройство, возникающее из-за нарушения развития головного мозга и характеризующееся дефицитом социального взаимодействия и общения, – формируется у детей постепенно с момента рождения. Первые проявления аутизма можно наблюдать уже в полтора-два года.

Хотя не существует методов, способных полностью избавить ребенка от аутизма, врачи и коррекционные педагоги советуют начинать реабилитацию детей-аутистов с самого раннего возраста, чтобы помочь им развиваться и адаптироваться к окружающему миру. Для этого необходимо выявлять заболевших как можно раньше, до того, как им исполнилось три года, потому что чем раньше проводится правильная диагностика, тем продуктивнее будет работа с аутичным ребенком.

Если не упустить время

Врачам было бы гораздо проще это делать, если бы аутизм можно было обнаружить с помощью электроэнцефалограммы мозга или любого другого объективного метода диагностики. Но коварство этого недуга в том, что его можно определить, только наблюдая за поведением ребенка.

Обычно сигналами тревоги специалисты считают резкую задержку речевого развития ребенка, его отрешенность, отсутствие интереса к сверстникам. К сожалению, многие педиатры и невропатологи, которые проводят диспансеризацию в детских поликлиниках, не обращают внимания на эти симптомы, и в результате далеко не все малыши-аутисты получают направление к специалистам, рассказал РИА Новости старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО Игорь Костин.

Чаще бдительность проявляют родственники малышей. Об аутизме в последние годы стали рассказывать со страниц изданий для родителей, и многие матери и отцы, которых что-то настораживает в развитии ребенка, стали самостоятельно обращаться за медицинской помощью.

"Хорошо, если семья попадает на консультацию к специалистам на втором году жизни ребенка, – отметил эксперт. – Чаще это происходит на третьем году жизни, хотя это тоже очень неплохо. Если в это время поставить диагноз и вовремя начать оказывать ребенку психолого-педагогическую и медикаментозную помощь, то можно добиться больших успехов в его реабилитации, и последствия заболевания для его развития будут менее тяжелыми".

У ранней диагностики аутизма есть еще одно важное преимущество: если не упустить время, то существенно повышается вероятность того, что ребенок сможет учиться в обычном классе средней школы, а не индивидуально.

Аутичный ребенок в детском саду

Специальной системы детских дошкольных учреждений для аутистов не существует, и дошкольники с выраженным недугом, как правило, посещают детсады для детей с умственной отсталостью. Конечно, аутистические расстройства и умственная отсталость – не одно и то же. Но, по крайней мере, в этих учреждениях работают дефектологи, специалисты по нарушениям развития, в группах меньше детей, им уделяют больше внимания.

Многие малыши с неглубокими нарушениями могут посещать и массовые муниципальные детские сады вместе со здоровыми детьми. Здесь все зависит от личности педагога. В самых обычных детсадах могут быть хорошие, чуткие, внимательные воспитатели, которые помогут ребенку адаптироваться в группе.

"Аутист – это не "взбесившееся пианино", которое играет по своим законам, – пояснил Игорь Костин. – Обычные законы детского развития действуют и в этом случае, только с затруднениями".

Аутичному ребенку тяжелее адаптироваться к новым условиям и требованиям, чем его здоровым сверстникам. Он более тревожный, его страхи легче формируются и фиксируются на более долгое время. Поэтому в детском саду ему нужно уделять больше доброжелательного внимания, помогать общаться с другими детьми и вписываться в режим.

И хотя каждый маленький аутист требует огромной затраты энергии от взрослого, ничего сверхъестественного в этой работе нет, утверждают специалисты.

Трудности школьного возраста

Проблемы при школьном обучении у каждого ребенка-аутиста возникают исключительно индивидуальные, и многое здесь зависит от степени снижения интеллекта. Дети с сохранным интеллектом бывает обладают одаренностью в той или иной области. И несмотря на то, что у них есть свои странности и особенности, они могут успешно учиться в общеобразовательной школе.

Дети со сложной структурой дефекта, у которых есть снижение интеллекта и другие сопутствующие диагнозы, требуют особых методик работы и условий сопровождения. В массовой школе таких условий нет, и обычно этих детей обучают в специальных коррекционных школах для детей со сниженным интеллектом.

Возможности аутистов диаметрально противоположны возможностям детей с синдромом Дауна, тем не менее, классы комплектуются из учеников с разными диагнозами. Детям с нарушениями коммуникации полезно пребывать вместе с социально более сохранными ребятами, так как дети сканируют поведение друг друга, перенимают модели общения, и в этом случае педагогу проще организовать учебный процесс. Некоторые дети не могут выдержать обучение и в такой школе и вынуждены учиться на дому. Это вовсе не означает, что они неспособны к обучению. Более того, подчас они демонстрируют удивительные успехи.

"У нас на дому учится мальчик Петя, он совсем не говорит, но он очень интересный ребенок, – рассказала РИА Новости директор коррекционной школы №30 Людмила Рыжих. – Один на один с педагогом он раскрывается и начинает творить чудеса. Когда мы только его научили рисовать крючочки и штриховки, его мама принесла несколько листочков со словами: "Вот, ребенок мне написал". Я не поверила своим глазам, но педагог подтвердил: Петя, хотя и с поддержкой руки, стал писать осмысленные ответы на поставленные вопросы".

По словам педагога, сегодня мальчику достаточно взглянуть на длинный текст, чтобы "отсканировать" и запомнить его. Учитель пишет вопросы по содержанию прочитанного, а ребенок пишет ответы, из которых становится видно, что он полностью понимает текст. Интересно, что все занятие проходит при обоюдном молчании.

"Кроме того, Петя решает примеры со скобками, с умножением и делением, причем таблицу умножения он запомнил, увидев ее всего один раз, – продолжила рассказ Людмила Рыжих. – Но при этом он не может толком попроситься в туалет, зашнуровать себе ботинки, в столовой ему нужна помощь. На бытовом уровне он полный инвалид".

Педагогам постоянно приходится решать сложную задачу – найти индивидуальный подход к ребенку, сбалансировать его умения и навыки. Не менее важно подстроиться к подопечному, ведь аутисты раскрываются только тогда, когда принимают ситуацию и впускают сопровождающего педагога в свое личное пространство.

Специалисты подчеркивают, что их работа с ребенком не может принести заметного результата без помощи родителей. Каждый навык, приобретенный учеником в школе, становится устойчивым только после того, как родители закрепляют его дома.

"У каждого ребенка-аутиста свой потолок возможностей, учитель должен его почувствовать и попытаться этот потолок поднять. Если это удается, дети начинают говорить, понимать учителя, даже участвовать в праздниках. Эта задача очень сложная, тем не менее, специалисты вместе с родителями могут ее решить", – отметила Людмила Рыжих.

Источник: ria.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ