Архив:

По замкнутому кругу?

Сейчас много говорят о необходимости развития инклюзивного образования, ведь совместное обучение со здоровыми сверстниками помогает детям с ограниченными возможностями почувствовать себя более уверенно. Инклюзивное образование хорошо развито в некоторых странах Европы. Там ни для кого не является откровением обучение ребят с серьезными проблемами здоровья не в специализированных, а в обычных школах. Ко всем учащимся предъявляются практически одинаковые требования. Безусловно, учитываются медицинские показания.

В России пока дела с инклюзивным образованием обстоят по-другому. Ребенка-колясочника, к примеру, вряд ли можно встретить в общеобразовательной школе. Есть на то объективные причины. Одна из них – отсутствие в подавляющем большинстве наших учебных учреждений условий для пребывания в них колясочников.

Правительством РФ утверждена целевая программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы. Каждый регион, в том числе и Рязанская область, также представил свои наработки. В рамках федеральной программы жилые дома, транспорт, больницы, центры помощи населению и другие учреждения социальной сферы до 2015 года планируется адаптировать для комфортного использования людьми с ограниченными возможностями. В настоящее время пилотная программа по созданию доступной среды уже начала действовать в трех регионах: Республике Татарстан, Саратовской и Тверской областях.

Для развития инклюзивного образования необходима всесторонняя поддержка: организационная, методическая, психологическая. В том числе и со стороны педагогов, но на сегодняшний день большинство директоров школ и учителей просто не готовы к включению детей с ограниченными возможностями в процесс обучения в обычных классах. Тем не менее в некоторых регионах России уже есть положительный опыт по внедрению инклюзивного образования. В Москве в 47-ми общеобразовательных школах учатся ребята с ограниченными возможностями.

Пожалуй, главное, что мешает развитию инклюзивного образования, – это неоднозначное восприятие обществом людей, имеющих какие-либо отклонения. Если говорить честно, далеко не каждый родитель готов, чтобы их вполне здоровый ребенок ходил в одну детсадовскую группу или в один класс вместе с детьми с ограниченными возможностями.

А ведь, как известно, все идет из семьи. Именно взрослые должны объяснять своим чадам, что люди бывают разными, со своими особенностями. Но, несмотря ни на что, они такие же члены общества.

Армянская писательница Мариам Петросян в своем романе «Дом, в котором…» описала жизнь детей с ограниченными возможностями, находящихся в замкнутом мире специальной школы-интерната. Через всю книгу красной нитью проходит мысль о том, что самый страшный день для этих ребят – выпускной. Они не знают, что ждет их за стенами Дома, и поэтому боятся. Автор в аллегоричной форме показывает, как большая часть выпускников, вместо того чтобы отправиться в свободное плавание, предпочитает стать с Домом единым целым. В конце Мариам Петросян все же говорит, что некоторые выпускники в дальнейшем вполне успешно самостоятельно живут и за пределами школы-интерната. Но их – единицы.

Так, к сожалению, происходит не только с героями художественного произведения, но и с реальными людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Они учатся в спецшколах или к ним на дом приходят педагоги. Нередко эти ребята получают среднеспециальное или даже высшее образование, но трудоустроиться, как правило, не могут. И вновь они оказываются отвергнутыми обществом. Получается замкнутый круг. Инклюзивное образование, возможно, позволит его разорвать…

Ольга Трубушкина

Источник: rv.ryazan.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ