Архив:

Глоток жизни

Никто из нас не застрахован от случайности. Можно в одночасье из числа людей с абсолютным здоровьем переместиться в категорию инвалидов. А заодно лишиться возможности учиться, где хочется, и стать, кем мечтал. В такие ситуации когда-то попали все члены липецкой региональной общественной организации инвалидов «Оптимист». Здесь же они нашли с кем делиться переживаниями, вместе строить планы на будущее и работать. Мечта многих из них проста: иметь друзей и делать что-то полезное. А диагноз, как оказалось, — не приговор, если противостоять ему сообща.

* * *

Ляне Попович двадцать восемь лет, но выглядит она намного моложе. Худенькая шатенка в узких джинсах и черной толстовке — таких девушек можно встретить где угодно. Она улыбается, но под очками прячет полные грусти глаза, потому что она не такая, как все. В восьмом классе Ляна перенесла грипп. Болезнь удалось победить за две недели. Но, увы, она не прошла бесследно. Начались головные боли, шумы, а потом и приступы... Год спустя врачи дали ей вторую группу инвалидности. Несколько лет девушка скрывала свой недуг от одноклассников, но когда в одиннадцатом классе приступ случились прямо на уроке, ей пришлось перейти на домашнее обучение.

После окончания школы она пыталась устроиться на работу, но безуспешно. Ссылаясь на здоровье, отказывали повсеместно. Девушка пыталась учиться и даже окончила курсы маникюра и педикюра, но ей не суждено было пойти трудиться по профилю. Несколько лет она практически не выходила из дома, чтобы не волновать маму, которая очень переживает за ее состояние.

Но однажды девушка решилась отправиться в центр реабилитации инвалидов «Сосновый бор», где проводятся обучающие курсы для инвалидов. Там она узнала об «Оптимисте» и о том, что там есть рабочие места для мастеров лозоплетения. Ляну не смутило, что это мастерство считается не женских рук делом. «Это и правда непростой труд, но если очень хочется, то приходится стараться, — говорит она. — А я больше всего на свете мечтаю иметь свой заработок». В «Оптимисте» ее обучили этому искусству буквально за три месяца. На днях Ляна Попович получит свой первый заказ.

* * *

Учитель Ляны Попович в «Оптимисте» — Юрий Панов — не намного старше ее. Ему тридцать один год. Еще ребенком уроженец Грязей мечтал стать шофером, как папа, который частенько брал сына в поездки по району. Когда Юре было пять лет, неподалеку от их дома разбился учебный самолет. Панов-старший с сыном поехал на место крушения. «Вокруг кукурузника собралось много людей, было очень шумно, много огня, — вспоминает Панов тот день. — Я испугался, начал кричать, плакать, долго не мог успокоиться». Страх подействовал на психику ребенка и спровоцировал нарушение центральной нервной системы.

Учителя настаивали на домашнем обучении, но мама уговорила педагогов зачислить сына в обычное учебное заведение. Через год его перевели в другой класс, затем — в третий.

И все же в школе Панов не был одинок, от него не отвернулись сверстники. Но когда прозвучал выпускной звонок, оказалось, что ему некуда податься. Так длилось пять лет.

А потом Панов тоже попал в «Сосновый бор», где в течение нескольких лет освоил сразу три профессии: роспись по дереву, лозоплетение и ремонт обуви. После нашел людей с похожей судьбой — в «Оптимисте» в Липецке. Расстояние его не испугало. Он и сейчас каждый день ездит в областной центр, где уже сам проводит мастер-классы и обучает новичков.

В скором времени у «оптимистов» появится возможность работать в своей собственной мастерской — на проспекте Победы. Этого они добивались более четырех лет. «Когда у нас будет отдельное помещение, мы сможем набрать больше людей, обучить их и дать работу, — делится планами Юрий. — Заказов у нас много. Поэтому занятие найдется для всех!»

* * *

Лариса Иванкина окончила школу с группой инвалидности, училась на дому.

Потом все в ее жизни стало вроде удачно складываться. Она отучилась по специальности лаборант молочной промышленности, какое-то время работала по профилю в Лебедяни. А когда переехала к родителям в Липецк, то с работой начались проблемы. Вакансий на молокозаводе не было. Пришлось переучиваться. Вторая профессия Иванкиной — акушерка. Но в роддоме она работала санитаркой. Однако из-за частых больничных ее уволили. Начались годы скитания без работы.

«Сосновый бор» изменил ее судьбу. Девушка освоила хохломскую роспись, получила профессии вязальщицы и флориста. «Надеялась устроиться хоть в ритуальное агентство венки оформлять, но не взяли», — говорит Лариса. Три года спустя она оказалась в «Оптимисте», где пригодились все ее навыки: и шитья, и вязания, и флористики, и рисования. «Мы готовим подарки для ветеранов: шьем шторы и постельное белье, изготавливаем сувениры и домашнюю утварь. Также у нас есть заказы на оформление кафе, парков — мы ни от чего не отказываемся, — с радостью делится Лариса. — Хочется делать что-то красивое!»

* * *

«Оптимист» стал для Ларисы, Ляны, Юрия и всех его членов вторым домом. Таких судеб здесь не три, а несколько десятков. Им в жизни приходилось несладко, пока они, все как один, не попали в центр реабилитации инвалидов «Сосновый бор», а потом — в «Оптимист». Здесь они не просто общаются, но и работают. А это именно то, чего инвалидам больше всего не хватает в жизни: чувствовать, что они нужны и полезны, а главное — не одиноки.ъ

Елена Панкрушина

Источник: lpgzt.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ