Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Жизнь слепого в Киеве: трудно, сложно, но не безнадежно

Многие из нас не ценят дара видеть и не догадываются, как сложно живется украинцам, лишенным зрения частично или полностью. ForUm прожил лишь несколько часов жизнью незрячих и понял, как оно быть слепым в большом городе.

Так как проблемы у слепых начинаются в детстве, мы решили посетить одно из специализированных учреждений, где учатся незрячие дети. Пригласила нас туда киевлянка Светлана Пронина – инвалид зрения с детства.

Светлане немного за сорок. Она видит, но очень плохо. Кроме того, ей сложно передвигаться не только из-за зрения, у женщины парализована нога. Поэтому она ходит с тростью. Но не с белой, как полностью незрячие люди. Внешне женщина ничем не отличается от большинства киевлянок ее возраста. Единственное, что она и другие инвалиды по зрению носят только удобную обувь. Несмотря на проблемы со здоровьем, Светлана сумела самореализоваться – работает преподавателем в Межобластной специальной средней общеобразовательной вечерней и заочной школе для слепых и слабовидящих, куда она нас и пригласила.

Шрифт Брайля и чтение пальцами

Эта школа находится в Киеве, на ул. О. Телиги. У нее нет отдельного здания. Дети занимаются в небольшом помещении, арендованном у общеобразовательной школы.

Пока Светлана проводила урок, мы поговорили с замдиректора по воспитательной работе этого учебного учреждения Майей Гамонь. Она рассказала о специфике обучения детей с ограниченными возможностями.

«Наша школа межобластная, это значит, что ее отделения – консультативные пункты – есть во многих регионах страны. Всего у нас учатся на сегодняшний день более 900 детей. В школе на улице О.Телиги занимаются до десяти ребят. Группы учеников у нас вообще небольшие. Например, в восьмом, девятом и двенадцатом классах учится по одному ребенку, а в 11-м – четверо. Форма обучения у нас заочная. Дети занимаются в школе раз в неделю по три часа. Конечно, заочное обучение не идеально, но мы стараемся, чтобы ученики освоили программу в соответствии с учебным планом», – отметила Гамонь.

Для того чтобы получить знания по какой-либо дисциплине, незрячим, как и всем остальным, нужно уметь читать и писать. Но обучиться грамоте им намного сложнее: буквы, слова, предложения они воспринимают тактильно – кончиками пальцев. Такой метод чтения и письма называется брайлевским. Поэтому обучение незрячих и слабовидящих начинается с изучения шрифта Брайля. Мы попросили учеников продемонстрировать, как они пишут. Оказывается, для этого существуют специальные тетрадки. В них с помощью накладки, похожей на трафарет, грифелями (заостренными палочками, похожими на шило) выдавливают точки.

Каждый вытесненный на бумаге символ соответствует конкретной букве алфавита. Буквы совсем не такие, как обычные. Например, буква «А» – это одна точка, «Б» – две точки, расположенные вертикально. Таким образом – конфигурацией и количеством точек – отображается весь алфавит.

Чтобы прочитать такой текст, нужно перевернуть лист бумаги. Получается своеобразное «чтение наизнанку». К бумаге тоже особое требование – она должна быть жесткой. И еще – пишут незрячие справа налево.

Ученики подтвердили догадки ForUm ’а, что научиться шрифту Брайля – занятие непростое. «Это вообще трудно. Нужно знать, как пишется каждая буква. Если какое-то место ты неправильно написал, то это считается ошибкой», – рассказал одиннадцатиклассник Артем Щербина.

В школе есть библиотека из учебников, написанных шрифтом Брайля. Книги отличаются от привычных нам своими размерами – они очень большие, издалека напоминают церковные фолианты – такие же объемные и тяжелые. «В Украине эти книги издают только в Харькове. Они не из дешевых – один комплект учебников стоит около 500 гривен», – отметила Гамонь.

Также она продемонстрировала раритет – печатную машинку, отдаленно напоминающую обыкновенную: в ней всего шесть клавиш для печатания букв и клавиша пробела. Этого достаточно, поскольку точки в различной конфигурации могут передать любую из буков алфавита.

Интересно, что для чтения книг для незрячих нужно иметь особо чувствительные подушечки пальцев. Ведь на ощупь нужно понять, сколько и в какой конфигурации точек в той или иной букве. Для развития чувствительности кончиков пальцев выполняются специальные упражнения: ученикам дают перебирать пальцами семена, чтобы потом они смогли лучше распознать количество и взаимное расположение точек в той или иной букве.

Современные технологии позволяют незрячим работать на компьютере. Существуют специальные программы с озвучкой. Например, когда незрячий прикасается к клавише, машина озвучивает соответствующую ей букву. Это позволяет набирать текст.

Также ученики изобретают и свои собственные методы, помогающие в обучении. Например, просят родных начитать текст с учебника на диктофон, а затем прослушивают, учат материал.

Есть в школе также и принтер, печатающий шрифтом Брайля.

«Наши выпускники успешно поступают в ведущие вузы Украины и строят карьеру. Например, многие из них работают юристами, массажистами, и даже танцорами. Некоторые занимаются научной деятельностью. Наши дети – большие трудоголики. Они стремятся к знаниям», – рассказала Гамонь.

Однако существуют у школы и проблемы. Они сродни трудностям во всех школах Украины. Это – нехватка дидактических материалов. «Конечно, в нашей школе многого нет. Нам крайне необходимы обучающие таблицы по ряду предметов. Они бы очень помогли нам в преподавании», – сказала педагог.

И если для обучения незрячих созданы более-менее приемлемые условия, то в быту им приходится гораздо труднее. Об этом нам рассказала Светлана, которая, закончив урок, согласилась пройтись с нами по улицам Киева. Действительно, даже людям с хорошим зрением порой бывает трудно сориентироваться на местности, пройти по заставленному машинами тротуару, не говоря уж о поездке в городском транспорте. А каково слепому? Об этом мы спросили Светлану, предложив ей пройтись по городу и проехаться в городском транспорте.

На улицах большого города

Благодаря тому, что Светлана не абсолютно слепая, в троллейбусе она ездит без особых проблем, только переспрашивает у стоящих рядом номер маршрута. А вот полностью слепые люди ездят в транспорте с сопровождающими. Если же пришлось оказаться в незнакомом месте одному – обращаются за помощью к прохожим.

Мы спросили у Светланы, почему она не пользуется маршрутками. «В маршрутках водители требуют оплатить проезд. Тот аргумент, что я инвалид, их, как правило, не волнует. Мне проще заплатить, чем доказывать свою правоту», – ответила она.

Действительно, в ее словах есть горькая правда. Ведь часто можно видеть, как немощный старик с палочкой просит подвезти его бесплатно, поскольку он инвалид. А в ответ в лучшем случае звучит: «У меня уже есть льготники», а в худшем – нецензурная брань.

Кроме того, часто отказывают в льготном проезде сопровождающему незрячего человека. Хотя по закону сопровождающий инвалида первой группы также имеет право на льготный проезд.

Еще бывает, что маршрутки и автобусы останавливаются не прямо на месте остановки. А для слепого человека – это важно, поскольку он находит остановку по столбику дорожного знака «Остановка общественного транспорта».

Власти неоднократно рапортовали, что к Евро-2012 сделают центр Киева зоной, где инвалид сможет передвигаться без всяких трудностей. Поэтому мы предложили Светлане такой маршрут: от метро «Дорогожичи» проехать к станции «Площадь Льва Толстого», а пешком пройти к НСК «Олимпийский».

Спускаемся в метро. Светлана уверенной походкой направляется к эскалаторам, на платформе она тоже свободно ориентируется.

«Работники метрополитена всегда пытаются помочь, провести к вагону. Я в таком случае их благодарю, но отказываюсь от помощи, так как неплохо ориентируюсь сама. Очень хорошо, что на входах в метрополитен оборудовали стучащий маячок (звуковой сигнал – щелчки, которые периодически звучат у входов в метро. – Авт.). Без него было сложно найти вход в метрополитен. Также сейчас станции оборудовали рельефными ограничительными полосами вдоль перрона. Это очень важно для безопасности. Риск упасть на пути стал значительно меньше», – поясняет Светлана.

«Часто помогают и пассажиры: стараются открыть тяжелые двери на входе/выходе. Но неприятно, что не всегда в поезде находятся те, кто уступит место слепому», – вздыхает женщина.

По ее словам, для незрячих не так сложно проехать в метро, как добраться до него. Особенно на людных станциях.

«Бабушки-торговки у входа в метро и в подземных переходах очень усложняют незрячему путь. В случае чего не за что ухватиться. Невозможно также придерживаться стенки, чтобы ориентироваться по ней», – сетует Светлана.

Трудно не согласиться с нашей собеседницей. На многих станциях, особенно на «Святошино», «Контрактовой площади», «Лесной», и здоровому человеку можно ноги переломать, запнувшись о баулы торговцев.

Выходим из метро «Площадь Льва Толстого» в подземный переход. Несмотря на его запутанные лабиринты (переход имеет шесть выходов), Светлана уверенно находит нужный.

И тут же – первая проблема: нужно перейти оживленную дорогу на улице Большая Васильковская. «Для меня это тяжело. Я не рискую переходить дорогу одна, ориентируюсь по людям, иду вслед за ними», – рассказывает Светлана.

«Вы знаете, однажды был неприятный случай, когда я чуть не попала под машину. Переходила дорогу вслед за прохожим, и тут на большой скорости на нас летит машина. Прохожий – человек зрячий, увидел ее и побежал. Я же не успела сориентироваться, и отскочила в последний момент. Было очень страшно. С тех пор всегда подхожу к кому-то и прошу меня перевести. Незрячим очень помогают в таких случаях звуковые светофоры, но их в городе мало», – поделилась пережитым женщина.

«Но есть и прогресс: киевские водители, вопреки распространенному мнению, не такие и бескультурные – всегда останавливаются, пропускают слепого», – добавила она.

На тротуаре, как и везде в центре города, множество преград: рекламные щиты, цветочные клумбы, и все те же десятки машин, припаркованных поперек тротуара, мимо которых быстро движется плотная толпа прохожих.

«Здесь очень трудно ходить, улица узенькая, всего наставлено!», – возмущается Светлана. Она поясняет, что загроможденные тротуары – большая проблема для слепого человека. «Ведь слепые ориентируются на ощупь, с помощью трости, и не всегда им удается обнаружить препятствия перед собой. Приходится быть крайне внимательными, чтобы не споткнуться и не упасть. Моя знакомая рассказала, как однажды запнулась о клумбу на бетонной подставке и больно ударилась. Она не прощупала ее тростью, поскольку не ожидала, что ее поставят прямо посреди тротуара», – рассказала Светлана.

«За границей слепых часто сопровождают собаки-поводыри. Но с ними много хлопот по уходу, а потому не каждый может завести такого помощника. Мои знакомые используют GPS-навигаторы. Они дают голосовые подсказки, где повернуть, сколько нужно еще пройти, и вообще информируют, где ты сейчас находишься», – рассказывает наша собеседница.

Мы не могли не спросить Светлану о том, как же чувствует себя незрячий в таких местах, как больницы, аптеки, госучреждения, магазины. Особенно поразил ее рассказа о походе в районную поликлинику. «У нас вообще страшная поликлиника, туда лучше совсем не ходить. Там и зрячий заблудится, что уж говорить о слепом. Все сделано с такими переходами, что сложно ориентироваться. Я всю поликлинику исходила, чтобы узнать, где можно сдать анализы, и никто не помог, не провел, только направляли от двери к двери. И это называется врачи!» – возмущается женщина и добавляет: «Я стараюсь вообще не болеть, накладно сейчас это все, а уж инвалиду и подавно».

Что касается аптек, то, по словам Светланы, там у таких, как она, проблем не возникает: «Подходишь, спрашиваешь, и тебе все помогают».

«В магазинах – сложнее. Например, в супермаркете сложно поймать продавцов-консультантов. В Москве уже занялись этой проблемой. Моя знакомая рассказала, что там в больших магазинах работают специальные службы, которые помогают незрячим в выборе товара и его оплате. У нас же приходится идти в магазин налегке, без лишних вещей, поскольку даже такая простая вещь, как сдача сумки в камеру хранения, -для нас представляет сложность», – вздыхает Светлана.

Наша прогулка завершилась на площади, возле стадиона «Олимпийский». Мы провели Светлану в метро и попрощались.

Подводя черту

Да, проблем у слабовидящего человека много. Осветить ситуацию в целом мы попросили главу Киевской городской ассоциации украинского общества слепых Михаила Новосецкого.

Он рассказал, что в Украине проживает около 150 тысяч инвалидов по зрению, из них в столице – 4,5 тысячи.

По его словам,основные проблемы незрячих – это финансовое положение, медицинское обеспечение, оздоровление. Есть проблемы с транспортом и трудоустройством.

«Не хватает средств реабилитации, таких как часы с озвучкой, тростей для ориентирования на местности, звуковых термометров, брайлевской бумаги и других необходимых вещей. Актуальной является и проблема трудоустройства. Инвалиды по зрению, как правило, могут устроиться только на предприятия Украинского общества слепых. Таких в Украине 74, на них работает около пяти тысяч инвалидов по зрению. А куда податься остальным?» – рассказал Новосецкий.

ForUm обратился также к киевской власти с вопросом, как они помогают инвалидам по зрению. Нам ответили, что в столице действует ряд программ, которые призваны упростить жизнь слепым.

В частности, все новые троллейбусы и автобусы в Киеве – с низкой посадкой, обустраиваются звуковые светофоры на улицах города. Из них уже работают 82. Также для инвалидов предусмотрены места на паркингах с соответствующим обозначением, увеличилось количество дорожных знаков, предупреждающих водителей о переходе дороги незрячими.

В метро все 92 входа на станциях оборудованы звуковыми ориентирами. На платформах 4-х станций «Лыбидская», «Крещатик», «Театральная», «Площадь Льва Толстого» оборудованы рельефные ограничительные линии.

Сотрудников метрополитена обязали сопровождать инвалидов по территории метрополитена, помогать с высадкой и посадкой в вагон. То же касается и «Международного аэропорта «Киев» (Жуляны), где слепых обязаны обслуживать вне очереди.

Собака-поводырь может летать вместе со слепым хозяином

В международном аэропорту «Борисполь» обслуживанием пассажиров с ограниченными физическими возможностями занимается специально подготовленный персонал. К тому же данная категория пассажиров обслуживается вне очереди.

В пресс-службе авиакомпании «Аэросвит» нам рассказали о правилах полетов для слепых и слабовидящих людей. Так, при покупке билета необходимо указать, что лететь будет инвалид по зрению. Об этом делается соответствующая пометка в проездном документе, а также информируется экипаж воздушного судна перед вылетом. Такому пассажиру разрешается взять с собой бесплатно собаку-поводыря, которая будет находиться в салоне у ног хозяина. При этом не требуется никаких дополнительных ветеринарных документов на животное. Кроме того, слепого пассажира размещают ближе к аварийному выходу. Командир экипажа самолета информирует бортпроводников о пассажире с ограниченными возможностями на борту. Бортпроводники оказывают ему помощь при посадке-высадке, а также во время полета, вплоть до того, что помогают распечатать пакетики с едой. Также об особом пассажире информируется принимающий аэропорт, чтобы его там встретили и помогли.

Получается, нельзя сказать, что в нашей стране совсем ничего не делается для незрячих. В самом деле, звуковых светофоров стало больше, в метро дежурные помогают инвалидам. Но проблема хамского отношения в поликлиниках как была, так и осталась. Как и проблема с отсутствием помощи незрячим в магазинах. И если решить проблему низкого качества обслуживания в муниципальных больницах за короткое время вряд ли удастся, то обязать крупные торговые сети выделить хотя бы одного человека на супермаркет для помощи инвалидам для власти не должно составить труда.

Признаться честно, общение с Владимиром Новосецким и Светланой Прониной нас приятно удивило. Они разрушили стереотип о том, что инвалиды – несчастные люди, которые только то и делают, что жалуются на судьбу. Это не так! Нам, людям здоровым, нужно еще поучиться у них оптимизму и стремлению жить полноценной жизнью.

Марьяна Шевчук, Дмитрий Хилюк

Источник: for-ua.com