Архив:

Не скупясь на тепло сердца

Долгое время слово «милосердие» в нашем обществе считалось каким-то старорежимным, что ли... Чуть ли не унижающим человеческое достоинство, вроде как нуждаются в милосердии и жалости слабые и униженные, тогда как мы - сильные и всемогущие. А ведь в русском языке «жалеть» означало «любить». Пожалуй, именно любовь к слабому и желание помочь ему стали определяющими в выборе профессии для женщин, которые работают в заинском детском садике для детей-инвалидов «Дружная семейка».

Привет, девчонки!

Этими словами каждый день приветствует и воспитательницу группы, и Людмилу Николаевну, и вообще всех взрослых тетенек, встречающихся ему на пути, шестилетний Амир (имя изменено). И вовсе не в силу невоспитанности - просто у мальчика тяжелая форма аутизма, спровоцировавшего отставание в развитии. Так что приветствию даже в такой, сомнительной с точки зрения уважительности к старшим, форме весь персонал садика только радуется, ведь до недавнего времени из мальчика и слова невозможно было вытянуть. Теперь пообвык, чувствует себя в садике как дома.

- Аутизм - заболевание тяжелое, - говорит заведующая детсадом Людмила Вдовина. - Ребенок настолько уходит в себя, что перестает контролировать свои движения. Бывает, вьется такой малыш в руках воспитательницы, как зверек, и удержать его одному человеку невозможно. А ведь в этот момент ребенок может серьезно повредиться, так что нужен за ним глаз да глаз. Малышей с таким диагнозом в группе «Особые дети» пятеро...

Впрочем, малышей с «простыми» диагнозами в «Дружной семейке» нет. Вот, допустим, девчушка с гидроцефалией. С пеленок она испытывает сильнейшие головные боли, привыкнуть к которым невозможно. Но она же кроха совсем, оценить свое состояние не может. Жутковато смотреть, как девочка сидит и методично бьется головкой о стену, чтобы хоть как-то утишить боль. Успокаивается она только на руках нянечки или воспитательницы, а те и так таскают ее весь день на руках. Жалко же...

Для детей с психической задержкой развития работают две группы - среднего и старшего возраста. Причем это не просто недоразвитие речи, требующее логопедической помощи, а умственное недоразвитие. Это дети с синдромом Дауна в сочетании с сопутствующими диагнозами, олигофрены.

Принимают сюда и неходячих детей. Например, девочка со сложной формой детского церебрального паралича была принята около трех лет назад. Утром папа приносил дочку в садик на руках, и она просто лежала в кроватке. В два года девочка не то что ходить, сидеть не могла. И то, что произошло с малышкой в ближайшие месяцы, поразило не только родителей, но и специалистов. Уже через два месяца с начала посещения детсада девочка начала садиться. Сейчас ее не узнать - она уже понемногу разговаривает и передвигается в ходулях. Похоже, недалек тот день, когда она сможет ходить самостоятельно.

Звучит как сказка...

- Да ничего подобного, - горячо возражает Людмила Николаевна. - С больным ребенком нужно работать, и по возможности - в коллективе. У девочки замечательные мама и папа, они очень ее любят. Но уж так устроено родительское сердце - больного ребенка жалко, и обычно вся забота сводится к тому, чтобы накормить повкуснее и устроить поудобнее. Заставлять малыша двигаться, когда видишь, что попытки ни к чему не приводят, сможет не каждый. Но весь фокус состоит в том, что не заставлять нужно, а подталкивать к этому - чтоб ребенок сам захотел приподняться, сесть, да просто руку к игрушке протянуть. Мы всегда говорим: «Если бы родители занимались со своими детьми в столь же интенсивном режиме, как здесь, то результат был бы раза в два лучше». И девочка в свои шесть лет уже передвигалась бы, не держась за опору. Но и то, что есть сегодня, - потрясающий результат...

Так мы и подошли к главному. Специализированный детский садик был создан не только для того, чтобы родители больных малышей могли на время оставить их под надежным присмотром, но и для лечения и реабилитации этих детей. Сегодня в «Дружной семейке» пятьдесят семь воспитанников, которых каждое утро родители приводят в садик и каждый вечер забирают домой, ведь это не интернат.

Чудеса все-таки бывают

А работает детсад уже с перегрузкой - по нормативам должно быть около пятидесяти (оптимальный вариант) , но СНИПы допускают до шестидесяти. И у всех малышей наблюдается та или иная степень отставания в развитии, так что в обычный садик их не берут... Но для того чтобы максимально выровняться, научиться говорить, а порой и ходить, им нужно общение. И - действенная медицинская помощь. Потому работают здесь, кроме воспитателей, специалисты самого разного профиля - от психологов и логопедов до офтальмологов и дефектологов. Ведется комплексная оздоровительная работа, даже музыкальные занятия специальные - оказывается, ритмика очень полезна и служит толчком к умственному развитию. И график здесь особый. Например, основным занятиям обязательно предшествует «урок» психологической разрядки, иначе гиперактивные дети (а других здесь нет) просто не в состоянии выполнять задания воспитателя.

К выпуску результат бывает, как правило, очень неплох - часть детей, которых уже согласно медицинским диагнозам и прогнозам и со счетов сбросили, идут в общеобразовательные школы. Свежий пример - мальчик с амблиопией тяжелой формы и еще кучей диагнозов (здесь есть и группа для детей с нарушениями зрения) после проведенной вовремя операции и курса реабилитации на специальном оборудовании в садике был выпущен со стандартной «единичкой» зрения. Такого не ожидал никто. А все дело в правильном назначении лечения и методичности его выполнения.

В группе по зрению все устроено так, чтобы дети получали правильную нагрузку - тренировку в течение дня. Допустим, редко у кого из родителей получается дома проводить с ребенком гимнастику для глаз - в домашней суете все как-то тонет. Здесь же все по часам, да к тому же занятия проходят так интересно - и не догадаешься, что это лечебный сеанс, а не игра. И даже интерьер оформлен таким образом, чтобы расцветка стен и игрушек правильно воздействовала на рецепторы глаз, давая им правильную нагрузку и разгрузку.

Как правило, у малышей с проблемами глаз интеллект сохранен, а некоторая задержка в развитии обусловлена тем, что спектр ощущений не полон: одно дело - тактильно ощутить игрушку, и другое - увидеть ее.

Методики реабилитации детей-инвалидов в мире разработаны давно, но для каждого ребенка на основе общепринятых здесь вырабатывают индивидуальную. Потому и результаты впечатляют - около семидесяти процентов выпускников спецсадика идут в первый класс обычной общеобразовательной школы.

Авторитет нарабатывался годами

Первая группа «Особые дети» появилась в «Дружной семейке» в 2001 году, когда она еще была обычным детсадом. Тогда приняли только пятерых малышей, для которых сразу была набрана отдельная категория специалистов. Затем поэтапно выпускали группы здоровых семилеток, набирая новые только из больных детей. Вот уже третий год, как детсад полностью перепрофилирован.

Правда, поначалу желающих отдать в спецсадик своих малышей было немного. И лишь когда появились первые успехи, родители всерьез заинтересовались новшеством. И поток жаждущих помощи начал увеличиваться месяц от месяца.

Прежде чем принять ребенка в детсад, Людмила Николаевна обстоятельно беседует с его родителями.

- Тут важно найти общий язык, объяснить наши возможности исходя из состояния и диагноза ребенка, - поясняет заведующая. - Знаете, противоположные просьбы бывают - от «не мучайте моего малыша» до требования, чтобы «неходячий ребенок через месяц бегал». С родителями не меньше нужно работать, чем с детьми. Сетовать не приходится, как и обижаться на них - тоже. Кто знает, как бы повел себя любой из нас, оказавшись в подобной ситуации? Лечить нужно и ребенка, и взрослых, ведь их психике тоже досталось немало.

А потом собирается «консилиум» наших специалистов - вместе мы определяем группу, где будет находиться ребенок, выбираем метод лечения и реабилитации. Кстати, изучают диагноз будущего подопечного не только врачи, но и воспитательница с нянечками - они же должны знать, какие возможны сложности в воспитании ребенка. Чтоб не в обморок падали, когда у малыша приступ, а помочь могли. И пусть не каждый наш сотрудник имеет дополнительное медицинское образование, но азы оказания первой помощи знают все...

Что удивительно - кадрового голода детсад не испытывает, и уходят сотрудники разве что на заслуженную пенсию. Сейчас здесь трудятся двенадцать педагогов-воспитателей на шесть групп плюс помощники - всего двадцать человек.

Но сколько же нужно сил, терпения и того самого милосердия, чтобы изо дня в день возиться с больными детьми! Это ведь только в кино все благостно - взял на руки больного малыша, вытер ему слезы, конфетку дал...

На деле не все так просто - и ударить чем угодно может такой ребенок (откуда только сила берется?) , и укусить, а уж обругать, так вообще запросто. И обижаться на него смысла нет. Думаете, двадцатипроцентная надбавка к зарплате держит? Ой, вряд ли... Скорее, это жалость - она же любовь, на которую так щедры наши женщины. И желание помочь. По-моему, такую работу впору сравнить с подвигом...

- Ну уж, чересчур возвышенно вы о нас, - смущается Людмила Николаевна. - Это если со стороны смотреть, то кажется трудно. Для нас это - нормальная, повседневная работа. Кто-то же должен этим детям помогать, так почему не мы? Я уже много лет здесь работаю. После того как окончила Елабужский пединститут и получила второе высшее образование логопеда-дефектолога в Казани, мне предложили возглавить этот садик. Начала работать - и прикипела. Не поверите, наверное, но без этих детей мне уже трудно жить, в них моя сила. Домашние порой даже обижаются, что здесь я провожу больше времени, чем в семье.

- Садик выглядит весьма пристойно. Спонсоры помогают?

- Отдел образования администрации нас курирует, есть шефские предприятия. Ну и помогают многие, конечно. «Заинскводоканал», допустим, всегда обеспечивает «рабсилой» - электрика со стороны мы не нанимаем, ну и вообще - снег сбросить с крыши, территорию благоустроить, это все их забота. Сотрудники Заинского предприятия тепловых сетей нам сделали музыкальный зал, подарили большой ковер и люстру Чижевского. Или, например, Ильшат Шаехович Фардиев, гендиректор ОАО «Татэнерго», оборудование для лечения детей с ДЦП подарил, недавно пообещал сто тысяч рублей на комнату релаксации.

Пока это единственный садик подобного профиля в Заинске, но потребность выше.

- Думаю, эту проблему мы скоро решим, - утверждает заместитель руководителя исполкома Заинска Светлана Иванова. - Здание недавно расформированного детского дома сейчас пустует. Мы уже разместили там одну группу детей-инвалидов, а на днях должна открыться и вторая. Это будет филиал садика. Так что все условия для того, чтобы эти малыши могли нормально развиваться, созданы.

Светлана Арсентьева

Источник: rt-online.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ