Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Инвалид в большом городе

Как передвигаться инвалиду по улицам большого города – например, Санкт-Петербурга? Насколько гостеприимен для него общественный транспорт? Хорошо об этом знают только те, кому приходится совершать эти непростые путешествия. Мы попробовали разобраться в этих проблемах и способах их решения.

Дверь маршрутки открылась, и пассажиры услышали: «Вот спасибо, а то я уже замерз». Он приподнялся и стал складывать коляску. Двое мужчин вышли из автобуса, внесли коляску, помогли ему подняться. Проехал он недалеко. Высадился таким же способом и бросил на прощание: «Буду другой дожидаться». Маршрут его, как видно, был длинным.

Больше я таких пассажиров в своем родном Санкт-Петербурге не видела, хотя езжу много. Ясно что если инвалид живет в крупном городе и хочет вести активный образ жизни, он должен иметь сильный характер, умение расположить к себе, добиваться участия. Не все на это способны, немногим это дано. Но инвалиды не могут ждать, пока люди проявят жалость, а город будет заботиться о них. Они живут сейчас.

Инвалиды на улицах нашего северного города – сезонное явление. Зимой они не могут передвигаться на колясках и костылях. И палочка бесполезна для слепого на обледенелых тротуарах, в сугробах, в узких колеях, протоптанных в снегу. Они сидят в своих квартирах и ждут, пока сойдет снег, просохнет асфальт. Тогда, может быть, и отважатся на поездку. Но на чем?

Городской общественный транспорт мало приспособлен для инвалидов. Обратите внимание: на остановке автобуса, троллейбуса или трамвая между полом и тротуаром остается большой вертикальный зазор, даже если водитель подъедет вплотную к поребрику. Этим недостатком страдают не только старые модели транспорта, но и новые, «низкопольные». На такую высоту колясочнику и инвалиду на костылях самостоятельно не подняться, нужна помощь водителя или добросердечных пассажиров.

В странах с развитой экономикой все обстоит гораздо лучше. В Мюнхене, например, к остановке подходит автобус, гидравлические устройства издают шипение и салон опускается вровень с тротуаром. Такие транспортные средства удобны для всех: и для пассажиров с детьми, и для престарелых, и, конечно, для инвалидов. В европейских городах для них оборудованы пандусы, съезды с тротуаров на проезжую часть, лифты в торговых центрах и на станциях метро. Это - то, что называется «жизнь без барьеров».

Нам об этом остается только мечтать. Нужны деньги, инициатива, желание и энергия. Многие, наверное, помнят недавнее разбирательство в Петербурге, связанное с транспортными нуждами инвалидов. Пресса активно обсуждала историю студентки-инвалида Евгении Гуровой. Каждый день она ездит в институт из области в центр Петербурга. Случилось так, что сотрудники метрополитена на станции «Пушкинская» отказались пускать девушку на эскалатор, мотивируя это устным распоряжением начальника. В Петербургском метрополитене нам сообщили, что давно уже действует запрет на вход на эскалаторы для пассажиров в инвалидных колясках. Единственный разрешенный способ попасть колясочнику в метро - воспользоваться специальным лифтом. Таковой существует, к сожалению, на единственной станции петербургского метро – «Парнас», расположенной к тому же вдали от жилых кварталов. С проблемой пообещал разобраться городской омбудсмен; комиссия Общественной палаты обратилась за разъяснениями к властям города. «Метрополитен подготовит техническое задание, затем будет проведен конкурс на разработку такого устройства», - заверили представители метро. Ясно, что эта канитель может длиться годами.

Городские власти не спешат приспособить общественный транспорт для нужд инвалидов. Конечно, можно ссылаться на нехватку средств, но дело не только в этом. Власти города закупили современные на вид автобусы китайского и турецкого производства. Деньги потрачены немалые, но удобств не прибавилось ни для простых пассажиров, ни для инвалидов: проходы очень узкие, явно не приспособленные для поездок в часы «пик». Инвалидам же лучше не стало, им по-прежнему в автобус практически не войти.

Что же делать? Постоянно напоминать муниципальным властям об их обязанностях перед инвалидами, требовать нового муниципального транспорта, приспособленного к нуждам инвалидов. В результате такой общественной работы не так давно в Петербурге появилось социальное такси. Инвалиды могут совершить поездку от места жительства к социально значимым объектам. Инвалид оплачивает только 10% стоимости услуг транспортных предприятий, остальные 90% стоимости проезда оплачиваются из бюджета Санкт-Петербурга. Но хватает ли этой услуги на город, где проживает более 130 тысяч жителей старше 80 лет и около 30 тысяч инвалидов-опорников и инвалидов по зрению? Очевидно, что доступ к услуге социального такси затруднен. Заказ надо делать за несколько дней до поездки, дозвониться до диспетчера трудно. Можно, правда, воспользоваться для оформления заказа интернетом, но и там есть недоработки. Например, в электронном списке социально значимых объектов отсутствует НИИ травматологии и ортопедии им. Р.Р.Вредена. А ведь ежедневно десяткам инвалидов нужно ехать именно по этому адресу.

Другой способ помочь людям с ограниченными возможностями передвижения - материально поддерживать общества инвалидов. В городе действует около 70 таких обществ. Большинство из них не имеют денег на покупку специального транспорта. Такие возможности есть только у крупных объединений, таких как Санкт-Петербургское отделение Всероссийского общества инвалидов. По счастью, в Петербурге существуют благотворительные общества и фонды, помогающие инвалидам в передвижении по городу. Например, Санкт-Петербургский Гуманитарный Фонд, располагающий микроавтобусами с подъемниками для колясок. Фонд «Золотой пеликан» разработал программу «Социальный автобус». А как бы изменилась жизнь инвалидов, если в каждом из 70 обществ появился хотя бы один микроавтобус!

Ольга Кузнецова

Источник: miloserdie.ru