Архив:

Школа понимания

Великая сила и искусства – она такая. Делает человека счастливым вне зависимости от врачебных диагнозов и общественного мнения. Учит сочувствию и сопереживанию. В детской музыкальной школе № 5 Краснооктябрьского района Волгограда создали среду для детей с особенностями развития, какой она должна быть в идеале.

Школа понимания

Здесь одинаково востребованными и талантливыми чувствуют себя и одаренные дети, и ребята с ограниченными возможностями. На музыкально-театральном отделении ДМШ № 5 поставлено уже четыре спектакля, в которых участвуют дети с нарушениями развития. С этими постановками театр «Сады Си-Ми-Ре-Ми-До» принимал участие в международных фестивалях детского творчества в Праге, Будапеште, Кракове, Львове, Москве, Петербурге, Сочи. Во всех городах юные артисты получали высокие оценки, но самое большое удивление вызывало то, что в труппе есть «особые» дети. Это вызывает у жюри и у зрителей повышенный интерес к театру и трепетное отношение ко всему творческому коллективу этого театра.

– Подходили с вопросами, спрашивали про «солнечного» мальчика Богдана, – рассказывают участники театра. – А мы отвечали: «Да у нас не только Богдан, у нас еще Полина, Аня, Данилка в коллективе, и мы с ними выступаем».

Для особого воспитанника музыкальной школы Богдана Кириллова театральная жизнь началась лет десять назад с программы, созданной силами общества помощи детям им. Выготского. Она была нацелена на создание эстетического пространства, на развитие детей с синдромом Дауна силами искусства.

– Мы адаптировали материал, ставили короткие пьески, – говорит мама Богдана Татьяна Кириллова. – Потом он плавно стал учеником музыкальной школы, а позже – участником школьного театра. За ним потянулись и другие ребята с особенностями развития.

Она говорит о том, что пришлось пересмотреть свое отношение к понятиям «спектакль», «конечный результат» и «музыкальное выступление». Ведь результат был не в виде удачно исполненного спектакля, а в виде мельчайших сдвигов в развитии ребенка. Но получилось так, что ребята не только стали хорошо развиваться, но и у них появилось любимое дело.

– Это сотворчество одаренных и особых детей влияет и на тех и на других. Если говорим о детях особых, то это возможность развиваться в среде сверстников, в среде полноценной, неограниченной эмоционально и интеллектуально. Они общаются равноправно, это еще одна ступенька интеграции, модель общества в идеале, – говорит Татьяна Кириллова. – Для обычных детей это уроки милосердия, толерантности. Они обожают Богдана и других ребят. И я уверена, что если они встретятся с таким человеком в жизни, никогда не обидят, всегда помогут.

Не похожий на тебя

Специалисты говорят о том, что семьи, где «особые» дети имеют возможность заниматься в художественных кружках и посещать различные культурные мероприятия, по психологическому и эмоциональному состоянию мало отличаются от семей здоровых детей.

– Театральная деятельность считается одной из лучших форм социокультурной реабилитации, – уверена руководитель общества помощи детям им. Выготского Лидия Магнитская. – Она является богатейшим источником и побудителем чувств, переживаний. Занимаясь драматическим искусством, люди с инвалидностью глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется импульс к содействию, к помощи, защите ближнего. Кроме этого, есть возможность приобщить «особых» артистов к подготовке сценических декораций, реквизита и костюмов.

Своими спектаклями интегрированный творческий коллектив стремится не просто привлечь внимание к детскому творчеству, но и поспособствовать изменению отношения в обществе к «особым» детям.

Один из первых их спектаклей назывался «О многих шестиногих». Он о насекомых – самых разных: мухе, которая жужжит над ухом, бабочке-капустнице, которая ест капусту на грядке, о моли, которая заводится в наших вещах. Из приятных жучков там разве что божья коровка и сверчок. Но все эти насекомые для чего-то нужны на белом свете. Каждому уготовано место в этом мире. Так и люди (это звучит манифестом в спектакле) – каждый в этом мире для чего-то нужен.

Без дублеров

Когда в школьном театре решили ставить музыкальную сказку про Буратино и его друзей, споров, кто будет играть главную роль, не возникло ни у кого. Юные актеры театра в один голос назвали Богдана. Ни у кого не было сомнений, что он справится с главной ролью. С артистизмом, обаянием у него все в порядке.

«Сцены из жизни Буратино» принципиально отличается от предыдущих спектаклей, в которых играли дети с ограниченными возможностями здоровья. Интегрированный театр вышел на новый уровень.

– Раньше «особые» дети дублировали основных исполнителей или участвовали в массовых сценах, а сейчас они осваивают партии главных персонажей, – рассказывает художественный руководитель детского музыкального театра «Сады Си-Ми-Ре-Ми-До» Елена Пермякова. – Теперь мы играем вокруг этих детей, их талант, их способности для нас первичны. В роли Буратино выступает особенный ребенок – Богдан Кириллов. У него синдром Дауна, но это не мешает ему учиться играть на фортепьяно, осваивать актерское мастерство. И мы в спектакле делаем акцент на этой его непохожести. И сам Богдан органично обыгрывает это на сцене: да, он не такой как все, он – Буратино, деревянный мальчик.

Увидеть спектакль интегрированного театра можно в это воскресенье, 25 марта, в библиотеке им. Горького. Кроме «Сцен...», в программе выступление ансамбля шумовых инструментов, музыкантами которого являются все те же «особые» дети. На массовую публику творческий коллектив не рассчитывает. Однако приглашает всех тех, кому интересно солнечное творчество.

Виктория Шадчина

Источник: vpravda.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ