Архив:

Донетчина недоступная

Индустриальный Донбасс со своим суровым характером – место, малоприятное для жизни. Опасность поджидает живущих здесь людей буквально на каждом шагу. Это и многочисленные дорожно-транспортные происшествия, и выбросы промышленных гигантов, и аварии на производстве в донецких шахтах… Все это только увеличивает количество инвалидов в области. Кроме того, пренебрежение состоянием окружающей экологической среды возвращается к людям в виде врожденных пороков и невесть откуда взявшихся онкологических заболеваний. И людям, которые страдают теми или иными недугами, жить в области зачастую очень тяжело.

Кто поможет инвалидам?

Донецкая область является печальным лидером страны по количеству инвалидов. В регионе, где проживают 4,5 млн человек, более четверти миллиона имеют статус «людей с ограниченными физическими возможностями». Из них около 10% являются инвалидами I первой группы, около 35% имеют II группу инвалидности, и более 50% живут с III группой. Более 5% инвалидов Донетчины – это дети и подростки до 18 лет. Ежегодно в области около 15 тыс. человек, большинство из которых трудоспособного возраста, получают ту или иную группу и впервые «знакомятся» с трудностями, которые их поджидают на этом непростом жизненном этапе.

Кардинально изменить сложившуюся в регионе ситуацию нельзя, как нельзя по мановению чьей-то властной руки очистить донецкий воздух или перевести все производство на заоблачные технологии. А уж как избавиться от травматизма в ДТП, нам и поучиться не у кого. Поэтому, забота о людях с ограниченными физическими возможностями стала одной из важных функций государственных и местных властей. И если роль первых сводится к созданию благоприятных экономических и юридических условий, то вторым приходится облегчать жизнь маломобильных групп населения прикладным путем, собственноручно создавая необходимую инфраструктуру.

Донбасс ограниченных возможностей

Комплексная доступность различных жизненных благ для людей с ограниченными физическими возможностями складывается из многих элементов, которые сами по себе кажутся мелочами. Однако, как правило, именно отсутствие мелочей становится серьезными препятствием на пути инвалидов. Речь идет о пандусах, заниженных бордюрах и расширенных дверных проемах, которые необходимы для инвалидов-колясочников, о перилах, звуковых светофорах на перекрестках и голосовых объявлениях в транспорте и остановках общественного транспорта, по которым ориентируются слабовидящие люди, о «бегущих строках» и видеоинформаторах для инвалидов по слуху…

Все это в регионе постепенно появляется, но темпы, увы, не всегда обнадеживают. Так, в прошлом году в Донецкой области элементами доступности было оборудовано 644 объекта жилищно-общественного назначения. Из них на 326 обеспечен свободный доступ людей, которые передвигаются на колясках. При этом Донецк, Горловка, Дзержинск, Красноармейск, Макеевка, Мариуполь, Шахтерск, а также Волновахский, Амвросиевский и Добропольский районы смогли перевыполнить планы. Правда, большинство из них много и не планировали, ограничившись 10-20 объектами.

Например, властям 300-тысячной Горловки удалось добиться перевыполнения плана, обеспечив элементами доступности лишь 16 объектов. Макеевка с 400 тыс. жителей ограничилась 19 объектами. Для сравнения 60-тысячный Шахтерск оборудовал для удобства инвалидов 27 объектов, а 40-тысячный Дзержинск – 25. При этом многие города и районы не смогли выполнить даже те небольшие обязательства, которые на себя взяли.

«Конкретно по тем планам, что заложены в программу “Безбарьерная Донетчина”, реализация составляет чуть более 40%. Нам еще работать и работать. Выполнить планы на 100% препятствовало и отсутствие достаточных средств, а где-то, наверное, и безответственное отношение определенных руководителей, где-то даже черствость», - отметил губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий.

Колеса для инвалидов

В Донецке в течение 2011 года городским властям удалось оборудовать для удобства маломобильных групп населения 169 объектов жилищной и социальной инфраструктуры. Этот показатель стал самым большим по области, что, в общем-то, неудивительно: Донецк совмещает в себе качества областного центра и города с наибольшим населением, а значит и потребность в элементах доступности здесь выше, чем в других населенных пунктах региона. Также шахтерская столица является одним из самых богатых городов страны, что позволяет ей находить собственные средства на создание условий для маломобильных групп населения.

Но в части работы для инвалидов областной центр примечателен вовсе не этим. В Донецке реализуются сразу несколько программ по обеспечению людей с ограниченными физическими возможностями подходящим общественным транспортом. На сегодня в городе ежедневно работают 76 низкопольных автобусов и 83 низкопольных троллейбуса. Этот общественный транспорт оборудован специальными откидными площадками для посадки и высадки людей с ограниченными физическими возможностями.

«Мы закупили низкопольный транспорт, которым могут пользоваться инвалиды. В Куйбышевском районе в 2011 году вместе с благотворительным фондом начали реализацию программы “Доступное такси”. В этом году предусмотрено продолжить эту работу и приобрести еще 3 микроавтобуса, которые будут специально переоборудованы для граждан с ограниченными физическими возможностями, чтобы они могли пользоваться указанным видом транспорта по заказу. Такая работа начата и, я думаю, что во втором полугодии 2012 года она будет реализована», - отметил первый заместитель городского головы Донецка Николай Волков.

Также в текущем году городские власти планируют приобрести 30 низкопольных автобусов, 17 троллейбусов и 5 трамвайных вагонов, оборудованных откидными платформами.

Жизнь без страховки

Но общественный транспорт, приспособленный для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями, не стал для них панацеей. Более того, он подчеркнул проблему, о которой и раньше все знали, да как-то старались не говорить. Это безразличное, а порой и, пренебрежительное отношение к инвалидам со стороны физически благополучных людей. А его индикатором стали водители новых автобусов и троллейбусов, которые, несмотря на имеющийся откидной пандус для колясочников, его попросту не используют.

«Мне люди рассказывают, что подъезжаем на остановку, а водитель не выходит и не отбрасывает этот пандус (его нужно вручную открывать). Или подъезжает к остановке неудобно, если видит инвалида. Существуют такие моменты», - рассказал председатель Донецкой областной правозащитной организации инвалидов «Фемида» Владимир Землянкин.

И если общественным организациям инвалидов совместно с местными властями проблему с водителями общественного транспорта преимущественно удалось решить, то в остальных сферах жизни неуважительное отношение к людям с физическими недостатками осталось. Выразительной иллюстрацией хамского отношения к ним со стороны общества является обычная парковка какого-нибудь учреждения или супермаркета, где все места для инвалидов заняты. И, зачастую, на них припаркованы такие автомобили, на которые не то, что инвалиды, но и большинство физически здоровых людей не заработает до конца жизни!

«Когда будет меняться ситуация по социальной рекламе, по продвижению позитивного имиджа человека с инвалидностью, чтобы в обществе не было ассоциации с теми, что на перекрестках стоят?» спрашивают люди с ограниченными возможностямт. Но, по словам Владимира Землянкина, физически здоровые граждане зачастую инвалидов не воспринимают вовсе.

И мало кто понимает, что для изменения отношения общества к людям с группой инвалидности недостаточно программ, на которые вечно не хватает денег. Нужно, чтобы каждый физически здоровый человек понимал, что инвалиды – это такие же люди со своими законными потребностями, что они не лучше и не хуже его. А для этого достаточно помнить один простой тезис: грань между здоровьем и инвалидностью, особенно в нашем индустриальном регионе, весьма условна.

Игорь Ильин

Источник: ura.dn.ua

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ