Архив:

Для отчаянных и отчаявшихся

Железнодорожный вокзал всегда считался местом повышенной опасности. Столпотворение людей с багажом, высокие платформы, снующие туда-сюда поезда — словом, надо быть начеку. А теперь представьте, каково очутиться здесь пожилому человеку с тростью, молодой маме с коляской или инвалиду? Попасть в здание вокзала и на перрон маломобильным гражданам порой не только страшно, но и невозможно.

На днях руководитель областной Федерации физической культуры и спорта инвалидов Виталий Валов и председатель региональной общественной организации инвалидов «Оптимист» Ирина Карасюк, вошедшие в недавно созданный Экспертный совет при Уполномоченном по правам человека области, отправились на вокзалы Липецка и Грязей, чтобы проверить, насколько они отвечают требованиям программы «Доступная среда». Для чистоты эксперимента специалисты взяли с собой инвалидную коляску.

Прежде чем добраться до самого здания вокзала в Липецке, Валову пришлось перетащить инвалидное кресло через ледяной сугроб. Миновав его, коляска ехала без преодоления каких-либо препятствий до главного входа. Но чтобы попасть вовнутрь, предстояло преодолеть пятнадцать ступенек вверх. Прокатить даже пустое (!) инвалидное кресло по расположенному здесь пандусу из скользкого мрамора оказалось не так легко. «Это скорее горнолыжный спуск, — с долей иронии сказал Виталий Борисович. — Если отсюда стартануть, то прямо на проезжую часть и вылетишь!» Но, стартовав в противоположную сторону, коляска беспрепятственно проехала в зал ожидания и к кассам.

Теперь ей предстояло спуститься на перрон, куда вела лестница на этот раз из двадцати пяти ступенек. Но это оказалось не проблемой. Помог автоматический подъемник для инвалидных кресел, функционирующий на липецком вокзале уже два года. Пользоваться им разрешают только под наблюдением дежурного по вокзалу, который включает устройство и следит, чтобы спуск проходил без сбоев. Длится такое путешествие две с половиной минуты.

Такой же подъемник, только меньшей длины, установлен и у входа в вокзал и ведет на нижний уровень — где находится проход к поездам. Получается, чтобы инвалиду добраться до билетной кассы, ему необходимо заранее по телефону предупредить дежурного по вокзалу о своем прибытии. Затем под его надзором спуститься сначала на нижний этаж, потом подняться на второй. Если учесть, что все это расстояние колясочник проходит «на руках», крутя колеса, то доступность покажется неслабой тренировкой.

Кстати, на вокзале областного центра до сих пор нет специально оборудованного туалета, а места для отдыха недоступны для инвалидов. «Мы как-то пытались определить спортсменов-колясочников в гостиницу, расположенную в этом здании, — рассказал Виталий Валов, — так кресла даже в лифт не прошли». Однако, по информации руководства вокзала, муниципальные власти планируют реконструировать здание к 2015 году, и тогда все эти нюансы будут учтены.

— Хорошо, что уже сегодня здесь есть подъемники, — прокомментировала осмотр Ирина Карасюк. — Но мало кто знает о них и, тем более, о том, что свой приезд надо предварительно согласовать с руководством вокзала. Ни в здании, ни снаружи мы не обнаружили информационных стендов, извещающих людей об этом.

Чтобы попасть в здание железнодорожного вокзала в городе Грязи, нужно пройти по подземному туннелю. Здесь экспертов встретил такой же, как и на липецком вокзале, «трамплинный» мраморный пандус. Однако само здание вокзала, после преодоления подземной трассы, предстало в весьма радужном свете: никаких ступенек, есть места для инвалидов и оборудованные туалеты, повсюду указатели. Переходы же между путями — те, что идут по рельсам, — удобные и обустроенные. Все бы отлично, если бы не тот «приветливый» туннель. Как быть с ним?

«Как правило, родственники инвалидов заранее звонят к нам, — сообщила дежурная по вокзалу Оксана Дьячкова. — По их просьбе мы открываем ворота, и они беспрепятственно добираются до поездов». Она тут же распахнула железные двери, и общественники, спокойно провезя коляску по всем путям, оказались сразу у входа в «подземелье». Несомненно, этот вокзал больше порадовал членов совета своей доступностью и заботой об инвалидах.

— Вокзалы и железнодорожные переезды по-прежнему представляют опасность для горожан и приезжих людей, — считает Уполномоченный по правам человека в Липецкой области Николай Загнойко. — Насколько эти места в нашем регионе соответствуют требованиям безбарьерной среды, сейчас проверяет Экспертный совет. В состав этой структуры вошли профессионалы правоохранительной деятельности, руководители общественных организаций. Они объединяются в рабочие группы и проводят мониторинг социально значимых мест. Сегодня в их поле зрения находятся станции прибытия поездов и железнодорожные переезды. Потом они вплотную займутся проблемами питания, ЖКХ и другими вопросами. Их наблюдения и рекомендации мы будем передавать в областную администрацию для принятия мер. В целом я удовлетворен работой команды и уверен в ее результативности. Особое внимание вопросу создания доступной среды для инвалидов уделяет руководитель исполнительной власти региона Олег Королев.

В этот же день помимо вокзалов совет проверил и железнодорожные переезды в областном центре. Как оказалось, не все они достаточно безопасны. В некоторых местах не работают светофоры, нет предупреждающих знаков, лежит старый деревянный настил, а на столбах уже висят венки…

Елена Панкрушина

Источник: lpgzt.ru