Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Есть ли право голоса у инвалидов в России?

Тема избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями в России освещается крайне мало, хотя каждый десятый избиратель имеет ту или иную форму инвалидности. По сравнению с предыдущими годами ситуация улучшается, однако предстоит еще много работы, чтобы сделать возможным полноценное участие данной категории граждан в избирательном процессе.

Вечером 4 марта стало известно, что не все россияне смогли воспользоваться своим правом голоса в день выборов президента.

На горячую линию Общественной палаты РФ поступили звонки от инвалидов, которые подавали заявку голосования на дому, но так и не дождались приезда членов избирательных комиссий.

6 марта члены Общественной палаты обратились к главе Центризбиркома с просьбой провести проверку избирательных участков, где были ущемлены права инвалидов.

Как отметил один из членов палаты, проголосовать для инвалидов – не только их желание и право, но и редкая возможность почувствовать себя полноценными членами общества.

Надо сказать, это не первый случай нарушения избирательных прав лиц с ограниченными возможностями.

Инвалид по зрению из Екатеринбурга рассказал, что в декабре 2011 года во время выборов в Госдуму члены местного избирательного участка, которых вызывали представители органов социальной защиты, не принесли с собой специальный трафарет, который накладывается на бюллетень, чтобы слепой в одном из прорезанных «окошек» поставил галочку напротив выбранной партии. У членов избирательной комиссии не было точной информации о категории инвалидности гражданина.

Так как же сегодня обеспечиваются избирательные права инвалидов?

Конституция РФ и федеральное законодательство о выборах гарантируют равенство прав и свобод каждого гражданина. Кроме этого, обеспечение и реализация избирательных прав инвалидов при проведении выборов депутатов Госдумы и президента регулируется таким международно-правовым актом, как Конвенция ООН о правах инвалидов 2006 года.

Конституционное и иное нормативное закрепление принципа равных прав инвалидов и неинвалидов, запрещение дискриминации по причине инвалидности – типично для законодательства многих зарубежных стран.

В США, например, закон 1990 года об американцах-инвалидах предписывает органам власти всех уровней обеспечивать для инвалидов равный доступ и возможности, в том числе на избирательных участках.

Если проводить аналогии с другими странами, где инвалиды являются полноправными членами общества, оказывается, что проблем в России еще очень много.

И все же важной вехой на пути к полноценной реализации избирательных прав инвалидов и ратификации Конвенции ООН стали изменения в избирательное законодательство РФ, внесенные 28 июня 2011 года президентом Дмитрием Медведевым.

Удалось подробно прописать процедуру выборов и требования к избирательным участкам: на информационных стендах должны размещаться материалы, выполненные крупным шрифтом, с применением азбуки Брайля; во время голосования могут быть использованы лупы и специальные трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеня; избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, может прибегнуть к помощи другого избирателя.

Кроме того, теперь сведения о численности особых избирателей с указанием групп инвалидности должны предоставляться Пенсионным фондом РФ по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года в ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов РФ.

В 2003 году гражданин России не мог исполнить свою гражданскую волю без посторонней помощи – инвалиды по зрению сталкивались с проблемой отсутствия специальных бюллетеней.

Хотя в некоторых странах СНГ, например в Украине, спецбюллетени на тот момент были обычной практикой. Раньше слабовидящих посещали на дому члены комиссии с переносной урной. Лишь 4 года назад стало возможным волеизъявление инвалидов непосредственно на избирательных участках.

В 2011 году были созданы максимально комфортные условия для инвалидов: кабинки для голосования колясочников, пандусы и удобные проходы, бегущая строка на участках, сурдопереводчики, материалы со шрифтом Брайля.

В то же время изменения в избирательное законодательство не всегда носят категоричный характер.

Так, положение о трафарете для заполнения избирательных бюллетеней гласит: «На избирательном участке Вам могут предложить для самостоятельного заполнения избирательного бюллетеня воспользоваться трафаретами, изготовленными рельефно-точечным шрифтом Брайля или без него (при их наличии)».

Оговорка «при их наличии» означает, по сути, изготавливать такие трафареты или нет – это дело региональных избиркомов, причем добровольное. Если заявка на такие трафареты поступила, то шаблоны для слабовидящих людей есть на конкретном избирательном участке, если нет – инвалиду придется воспользоваться помощью другого лица.

Не логичнее ли закрепить обязанность комиссий предоставлять инвалидам все необходимые ресурсы для голосования на избирательных участках?

В свою очередь, думаю, органы местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям помещения для голосования, соответствующие нуждам инвалидов.

В Хакасии, например, всего около 10% помещений, где располагаются избирательные участки, оснащены пандусами.

Однако для того чтобы проголосовать на избирательном участке, инвалиду нужно сначала туда самостоятельно добраться.

Пилотная программа «Дорога на избирательный участок», инициированная в октябре 2010 года Центризбиркомом совместно с общественными организациями инвалидов и органами соцзащиты населения, призвана выявлять проблемы (отсутствие пандусов, светофоров со звуковыми сигналами, тактильных указателей и прочего) и помогать в их решении.

Такое нововведение, как индивидуальный паспорт избирателя-инвалида кажется крайне полезным: схемы движения на избирательные участки составляются для каждого инвалида с подробным описанием маршрута.

Именно по причине невозможности выбраться из квартиры, более 4 миллионов инвалидов голосуют на дому. И здесь возникает еще одна проблема.

Согласно законодательству, члены избирательных участковых комиссий должны объехать всех избирателей, желающих проголосовать на дому, за сутки – в день голосования. При этом устное или письменное обращение инвалид может сделать до 14.00 в день голосования.

В связи с тем, что объехать всех нуждающихся инвалидов за 8 часов бывает нереально, то возникают «неявки».

Отсюда вытекает другая беда, которая была актуальна и ранее.

Чтобы уточнить, каким образом будут голосовать инвалиды, требуется ли сурдопереводчик, нужны ли материалы для слепых и слабовидящих людей, где удобнее голосовать (на дому или избирательном участке) - необходимы точные данные о количестве и категории инвалидов.

В 2009 году ЦИК рекомендовал избирательным комиссиям сформировать рабочие группы, которые бы проводили мероприятия по уточнению списков избирателей, их местонахождения, характера инвалидности.

Однако на деле, избирательные комиссии не всегда уточняют данные и интересуются желанием избирателей проголосовать.

Остается надеяться, что изменения в избирательное законодательство, принятые в июне 2011 года, и обязующие Пенсионный фонд РФ предоставлять данные об инвалидах по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года, позволят постоянно обновлять базу данных.

Чтобы не лишать особых избирателей права голоса, работа должна проводиться не только до и во время, но и после выборов.

Но даже в ходе избирательных кампаний в России не всегда учитываются интересы инвалидов.

Ни на одном из предвыборных сайтов претендентов на высший государственный пост страны не было версии для слабовидящих или видеороликов с сурдопереводом и субтитрами. Все 5 кандидатов заявляли при этом в предвыборных программах о намерении создать реальные условия для полноценной жизни инвалидов и о необходимости скорейшей ратификации Конвенции о правах инвалидов.

До тех пор, пока изготовлением агитматериалов для инвалидов будут заниматься только избирательные комиссии, нет смысла говорить об интеграции инвалидов в общество.

Еще в 2009 году в постановлении о работе избирательных комиссий по реализации избирательных прав инвалидов ЦИК рекомендовал политическим партиям, участвующим в выборах 2007-2008 годов, изготавливать агитационные материалы для слепых и слабовидящих избирателей в аудиоформате, с использованием крупного шрифта, а для глухих или слабослышащих – видеоролики с субтитрами или сурдопереводом.

И действительно, как может человек быть полноправным членом общества, если не способен получать доступ к информации?

Подводя итог, хотелось бы отметить, что Конвенция ООН о правах инвалидов, 50 статей которой подробно описывают гражданские и политические права этой категории граждан, была подписана Россией в сентябре 2008 года, но до сих пор не ратифицирована.

Российское избирательное законодательство требуется привести в соответствие с положениями Конвенции, так как в ней содержится много положений и терминов, не имеющих аналогов: дискриминация по признаку инвалидности, инклюзивное образование, разумные приспособления и универсальный дизайн.

Над сим вопросом в Госдуме шестого созыва работают сами инвалиды с активной гражданской позицией. Более того, авторами законопроекта, который в июне 2011 года подписал Дмитрий Медведев, являются депутаты-инвалиды от разных фракций: депутат Госдумы от «Единой России», победитель Паралимпийских игр Михаил Терентьев, депутат Госдумы от КПРФ, вице-президент Всероссийского общества слепых, первый вице-президент Паралимпийского комитета России Олег Смолин и депутат Госдумы от ЛДПР, основатель Фонда содействия реализации Конвенции о правах инвалидов «Доступная среда и универсальный дизайн» Валерий Селезнев.

Инвалиды активно работают и готовы вносить вклад в развитие страны, вопреки ложному мнению об их ущербности.

Главное – сделать так, чтобы нормы Конвенции о правах инвалидов, которые уже претворяются в жизнь, не остались на бумаге. Более того, необходимо менять не только законы, но и подход общества к людям с ограниченными возможностями.

Алина Агеева

Источник: uenews.ru