Архив:

Услышать людей, чтобы люди услышали и поняли тебя

Один ироничный человек как-то изрек, что, мол, с тех пор, как он стал хуже слышать, он стал слышать в два раза меньше глупостей. Ирония вещь, конечно, хорошая. Но, увы, не всегда. Да и вообще, у меня большое подозрение, что этот остряк так сказал себе в утешение… Ведь нарушения слуха разной степени тяжести, потеря его — одна из серьезнейших проблем. Слабослышащие люди, инвалиды по слуху каждый день вынуждены сталкиваться с такими трудностями, о которых даже не подозревают те, у кого этих проблем нет.

Да, конечно, существуют слуховые аппараты, люди ими пользуются, но есть масса случаев, когда этого привычного средства просто недостаточно.

Рассказывает директор Ресурсного центра для инвалидов Владислав Прикулс: — Мы запустили программу, которая поможет слабослышащим посетителям нашего центра максимально комфортно общаться с нашими сотрудниками и консультантами, получать ответы на все свои вопросы, решать волнующие их проблемы. О чем идет речь? Вы понимаете, что в любом учреждении, где находятся много людей, где происходят работа, беседы с людьми, их обслуживание, — просто не может быть по определению идеальной тишины. Да и вообще тихо быть не может — постоянный шум, гул, гомон, в таких условиях трудно общаться и нормальнослышащим; бывают и нервные ситуации, посетители стараются друг друга перекричать… Всякое, как говорится, бывает, но гораздо более сложно приходится тем, кто пользуется слуховым аппаратом.

А вы же понимаете, что многие инвалиды, которые приходят к нам, чтобы подобрать себе какое-либо техническое средство реабилитации, люди в возрасте, инвалидность у многих сочетанная — то есть, там может быть необходима какая-то специальная инвалидная коляска или противопролежневые приспособления и так далее.

Для абсолютно глухих людей — к нам ведь приходят и такие — мы стали использовать специальный видеотелефон, он подключен к сурдоцентру, там постоянно работает оператор-сурдопереводчик, который в случае необходимости помогает глухому человеку. Он общается с помощью жестового языка с оператором, а тот немедленно переводит сказанное нашему сотруднику, — получается такое трио, замкнутая цепочка, в которой идет синхронный обмен информацией.

То есть мы постарались обеспечить в этом случае максимальный комфорт для человека с полной потерей слуха, чтобы он чувствовал себя абсолютно уверенно и в конечном счете без проблем и потери времени получил ту услугу, в которой он нуждается — будь то консультация специалиста или непосредственно какое-то техническое средство реабилитации.

Возвращаясь к человеку со слуховым аппаратом — ему очень сложно бывает пробиться сквозь посторонний шум, чужие голоса, лишнюю информацию. И здесь незаменимым современным помощником может стать FMсистема — это беспроводная система, разработанная для улучшения разборчивости речи в шумных ситуациях. Два компактных устройства-приборчика, приемник и передатчик. Приемник держит в руках или — там есть специальный шнурок — надевает на шею наш специалист, а передатчик — у слабослышащего посетителя, который пользуется слуховым аппаратом. Система работает таким образом, что все посторонние шумы, все лишнее отсекается, и люди слушают и слышат только друг друга, им никто и ничто не мешает полноценно общаться, решать свои вопросы и т. д.

Наши современные слуховые аппараты сконструированы таким образом, что могут быть настроены на эту функцию, то есть когда человек получает аппарат в своем сурдологическом центре, он может попросить, чтобы ему задействовали, активировали эту опцию — FM-систему.

Там абсолютно нет ничего сложного, сегодня сурдологи, специалисты, которые работают со слабослышащими, знают об этой возможности.

Я общался с Владимиром Базоевым, председателем Московской городской организации Всероссийского общества глухих, — он очень заинтересовался этой темой, готов всемерно со своей стороны содействовать ее продвижению в жизнь.

Другое дело, что самих этих FM-систем — «передатчикприемник» — у нас пока еще немного, они не так распространены, а многие про них вообще и не знают — появились они у нас относительно недавно. На Западе это давно в порядке вещей, там же слабослышащий человек сразу все в комплекте получает — и слуховой аппарат, и FM-систему к нему.

Еще один «поворот сурдологической темы», о котором рассказал Владислав Францевич Прикулс, — это участие Ресурсного центра для инвалидов в программе «Услышать мир».

Программа была запущена пять лет назад по инициативе швейцарской компании-производителя слуховых аппаратов Phonak, и заключается она в том, чтобы привлечь внимание широкой общественности к важности проблемы потери слуха и проинформировать о современных возможностях помощи слабослышащим людям. Один из моментов программы — это возможность для любого человека бесплатно пройти обследование, проверить остроту своего слуха, сделать аудиограмму. Ведь бывает и так, что человек сам не подозревает о том, что у него есть проблемы со слухом. А возможность бесплатной диагностики, в том числе для детей, в самом деле трудно переоценить.

Причины потери слуха

● Шум: чаще всего глухота возникает со временем, и если человек живет в мегаполисе, где очень много посторонних шумов, то непроизвольно будет им подвержен.
Более того, если очень часто и громко слушать музыку в течение долгого времени, появляется большой риск развития глухоты.
● Возраст человека: с возрастом организм стареет, возникают изменения во внутреннем ухе человека. Часто именно возраст человека является причиной глухоты.
● Другие причины: многие факторы могут привести к глухоте. Глухота может быть врожденной, может возникнуть вследствие инфекции уха, разрыва барабанной перепонки.

Наталья Иванова

Источник: vmdaily.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ