Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

По своему пути

Обычно человек сам выбирает дорогу в жизни

Но случается и так, что судьба меняет его жизненные установки. И людям приходится выбирать другое направление и идти по нему до конца жизни, не сворачивая. Слабые люди считают, что это их тяжкий крест. А сильные, что это их особый путь…

Именно так Лариса Николаенко выбрала направление своей жизни, когда ее двухлетний сын Кирилл после обычной прививки стал вести себя неадекватно и сильно изменился. Стали появляться психофизические отклонения. Потом была черепно-мозговая травма, и пошел регресс в развитии речи и восприятии мира. Но молодая мама не отчаялась.

– С нами никто из коррекционных педагогов не мог работать, – вспоминает Лариса. – Ребенок был гиперактивен, потерял сон, речь не формировалась. Тогда мы с другими такими же родителями решили объединиться. Не сидеть же с нашими детишками дома всю жизнь! Они должны общаться между собой и жить как нормальные дети. Так появилась идея создания нашей организации «Свой путь».

Часто психофизические нарушения происходят именно в первые годы жизни ребенка, когда очень трудно выявить отклонения в развитии центральной нервной системы. Малыш «выпадает» из социально-культурной сферы человеческого общества. Нарушаются этапы возрастного развития и условия для «врастания ребенка в культуру».

Именно с такими детьми работают педагоги Рязанской региональной общественной организации помощи детям-инвалидам «Свой путь», созданной в 2006 году. И уже в 2009-м ими было выбрано направление деятельности – лечебная педагогика и социальная адаптация.

– Познакомившись с опытом российских и зарубежных специалистов, работающих в этой области, мы начали работу по развитию и распространению лечебной педагогики в нашем городе, – рассказывает руководитель организации Лариса Николаенко. – Сейчас многие родители, имеющие детей-инвалидов, не хотят отдавать их в дома-интернаты, тем самым берут на себя всю заботу о них. Однако в результате такого выбора и семья, и дети находятся в ситуации социальной изоляции. Поэтому мы решили создать среду, где каждый ребенок, независимо от выраженности нарушений, сможет и воспитываться, и обучаться.

Пережить, чтобы понять

Пять педагогов регулярно приходят в центр, чтобы посредством творчества и искусства научить детей правильно воспринимать мир и чувствовать себя в нем нужными и полезными. Вот идет урок ремесла, на котором 13-летний Игорь Колесников старательно мастерит забор из деревянных колышков.

– Он у нас «стахановец», – говорит Лариса Валерьевна. – Если берется за какое-то дело, то обязательно доводит его до конца. А после урока он еще и пол в классе подметет. Игорь у нас очень старательный мальчик. Мама его теперь просто не узнает.

Учитель физкультуры Сергей Андрианов использует различные упражнения и методы, которые помогают детям почувствовать свое тело в разных вариациях. Сергей хорошо чувствует, какие возрастные нагрузки следует давать каждому воспитаннику, чтобы не причинить вреда и принести максимум пользы.

Ведущий педагог Наталья Степаниденко пришла в организацию, оставив престижную работу в банке и в сфере рекламы. Посещение обучающих семинаров по лечебной педагогике и огромное желание быть полезной этим детишкам помогли ей выбрать свой путь.

– Работа с моими учениками – это не просто уроки. Я сама очень многому учусь у детей, – делится впечатлениями Наталья. – Общение с ними очищает и просветляет душу. Придя в центр однажды, я уже не смогла уйти отсюда.

Художественный терапевт Светлана Трубицина занимается с детьми живописью. Педагог показывает мне детские рисунки. Голубое небо, переходящее в лазурное море, яркая новогодняя елка, изогнутый узор мороза – в каждой работе часть души ребенка.

Правильно подобранный цвет для ребенка обладает терапевтическим эффектом, приводящим психику в состояние гармонии и покоя.

На уроке рукоделия Лариса Николаенко старается, чтобы любая поделка, выполненная руками детей, была не только украшением, но и приносила пользу в жизни. С помощью вязаных клубочков-мячиков выполняется зарядка для развития моторики рук.

Настоящей находкой для центра считается педагог по эвритмии Галина Меньшова. Эвритмия – это искусство гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, в сочетании с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи. Галина Меньшова – уникальный для Рязани специалист в этом виде лечебной терапии. Свои знания она получала в Москве, потом обучалась в Европе.

Без музыкального терапевта Натальи Лебедевой не проходит ни один праздник в организации «Свой путь». Она выступает в качестве консультанта и помогает правильно подбирать музыку для детей. Обычно считается, что детям с речевыми нарушениями лучше всего поможет врач-логопед. Но, помимо него, есть масса возможностей формирования правильного произношения и речи. В первую очередь тут может помочь пение.

В восторге от новой жизни

Александру Бербеневу уже 30 лет. Его мама Любовь Васильевна очень сожалеет, что во время детства ее сына не было педагогических учреждений, подобных этому. Саша всю жизнь находился в четырех стенах. Но несколько лет назад они стали посещать школу-интернат «Вера», а затем и центр «Свой путь». Больше всего здесь Саше Бербеневу нравятся занятия по ремеслу.

– Я безмерно благодарна педагогам центра. Их работа направлена на развитие талантов, заложенных в наших детях, – рассказывает Любовь Васильевна. – Дети, которые всю жизнь прожили в замкнутом пространстве, тут получают так необходимый им опыт социального общения. Раньше мой сын жил как в скорлупе. А сейчас он душевно раскрылся, приобщился к коллективу. Можно сказать, в 30 лет для него началась новая жизнь. И он от нее в восторге.

Всего в центре занимаются семь воспитанников. Младшему из них – пять лет. Для каждого ребенка подбираются индивидуальные педагогические мероприятия, которые являются для него терапевтическими, целительными.

Всегда в движении

Общественная организация «Свой путь» никогда не останавливается на достигнутых результатах. Ее сотрудники постоянно учатся чему-то новому. Сейчас в Рязани на базе школы-интерната «Вера» реализуется программа трехлетнего обучающего лечебно-педагогического семинара. Благотворительный фонд «Перспектива» взял на себя финансирование этого проекта. После первого семестра курсы приобрели всероссийскую славу: сейчас там, помимо рязанцев, получают знания педагоги из Самары, Ярославля, Владимира.

Большинство педагогов в центре «Свой путь» работают на общественных началах. Потому что, как говорит сама Лариса Николаенко, «мы не должны быть коммерческой организацией, тогда к нам никто не сможет прийти». Но совсем без финансовых вложений существовать невозможно, поэтому спонсорская поддержка необходима. «Свой путь» начал работать благодаря поддержке неравнодушных людей, и в том числе депутатов Рязанской городской Думы Анатолия Суслова и Семена Сазонова. Сейчас он существует благодаря помощи Благотворительного фонда Святителя Василия Рязанского, группы компаний «Единство» и помощи родителей. В ближайшем будущем планируется начать занятия в мастерских с подростками. Уже заказан ткацкий станок и верстак.

– Люди постоянно узнают про нас. Пишут, звонят, – говорит Лариса Валерьевна. – Иногда приходят родители в состоянии полного отчаяния. Они не знают, как жить и обращаться со своими «трудными» детьми. Я их успокаиваю: «Быстро мы ничего не сделаем. Но посмотрите на моего сына. Сейчас он активно участвует в театральных постановках, играет главные роли, поет. А начинали мы так же, как вы. Надо просто любить своего ребенка и помогать ему идти по своему пути…»

Елена Серебрякова

Источник: rv.ryazan.ru