Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

О проблеме совершенствования законодательной основы защиты инвалидов

24 сентября 2008 г. Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, утвержденную Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N61/106. Об этом событии напомнил В.В. Путин, сообщив в августе 2011 г. о выделении почти 50 млрд. рублей на государственную программу "Доступная среда" по созданию к 2015г. необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к важнейшим объектам социальной сферы.

Ратификация Конвенции послужила стимулом активизации совершенствования российского законодательства о защите прав инвалидов, что подтвердил премьер, заявив: "Мы уже сейчас приступили к адаптации внутреннего законодательства под эту Конвенцию. Работа началась и предстоит внести около 59 поправок" (1) Казалось бы, абсолютно благостная картина: никаких "барьеров". Только "зеленый свет". В чем же проблема?

Однако прежде - небольшой экскурс в историю: очевидно, что современное законодательство, направленное на защиту прав инвалидов является результатом длительной эволюции.

Античная традиция

Обращение к античной традиции само стало традицией. Однако древние греки оставили потомкам весьма неоднозначное наследие, что упорно игнорируется ее почитателями. Противоборство двух эпох - уходящей демократической и "приходящей" монархической, определило содержание этой традиции.

"Обычай". Концепция справедливости права сильного и "непригодные"

Очевидна нелепость самого сочетания претензий силы на власть и инвалидов, вынесенного в качестве подзаголовка. В названном контексте видится закономерным отношение в древней Спарте к детям, родившимся с физическими недостатками, известное как хрестоматийное. Уровень медицины эпохи оставлял ничтожные шансы для выживания категории, которая сегодня называется инвалидами с детства. Тем не менее, этот опыт не бросает тень на античную цивилизацию и ее репутацию создательницы достойной подражания демократии и системы образования, направленной на воспитание гармоничной личности, безусловно предполагавшей присутствие непременного "стартового" условия - здоровья. Таков результат растянувшегося на тысячелетия процесса идеализации наследия Эллады, успешно начатой самими древними. Однако дефицит достоверных документов вполне компенсируется материалами древнегреческого эпоса. Анализ этих материалов позволяет обнаружить под завесой системы сложившихся в научной литературе стереотипов присутствие обоснования альтернативных концепций справедливости и соответствующих им концепций социальности, права, закона, образования, семьи и человека. И что не менее важно - познавательной традиции.

Сегодня возможна единственная ассоциация с античной культурой, которая выражается лишь одним словом - совершенство. Особая роль в этом принадлежит Гомеру, на чьих текстах, представивших древнейший опыт обоснования справедливости права силы, воспитывались и Древний Рим, и просвещенная Европа. Идеальное общество, созданное на божественном Олимпе, отнюдь не случайно исключает само присутствие несовершенства - только бессмертные боги, а на земле - блистательные герои и необходимый фон - толпа, не способная к членораздельной речи. Возможно, где-то в этой безликой толпе затерялись и люди с увечьями, полученными в ратных походах. В отличии от детей у них был шанс выжить. Однако участь пожилых - носителей знания об опыте уходящей эпохи, не оставляет сомнений относительно участи слабого в новой эпохе сильных - "успешных" и "конкурентоспособных".

Мнение специалистов об отсутствии у гомеровских героев колебаний этического толка (2), могло бы показаться слишком категоричным, если бы не совершенно очевидные результаты. Среди них смертный приговор Сократу теми, для кого созданные в эпосе герои стали эталоном для подражания. Как известно, Сократ, распространяющий этические учения, был убит по Закону демократического государства за совращение молодежи. Таким образом, следует признать активность процесса не кодификации, как то принято считать, но "перезагрузки" обычного права, направленной на вытеснение из обычая прежней основы основ общества - морально-нравственных норм.

Выводы Использование Гомером героического века для обоснования права аристократии на власть и обычай объясняет появление в Древней Греции пенсий для военных ветеранов. Бремя заботы за стариками, больными и детьми полностью несла семья.

Закон. Статус слабых в концепции справедливости равных

Сопротивление этому процессу засвидетельствовано в теологическом наследии Гесиода. Термин "закон", как известно, впервые был использован оппонентом Гомера, представившим обоснование концепции справедливости равных:

Ибо такой установлен закон Громовержцем:

Звери, крылатые птицы и рыбы, пощады не зная,

Пусть поедают друг друга: сердца их не ведают правды,

Людям же Правду Кронид даровал - величайшее благо (3).

Таким образом, именно фонд морально-этических норм был возведен в ранг Закона в противоположность обычаю, отданному гомеровским Зевсом на произвол царской власти. Предельная четкость сути Закона, изложенная в этом фрагменте, не требует дополнительных комментариев по поводу судьбы слабых.

Выводы:

Противоборство альтернативных тенденций у истоков правовой и политической традиции Древней Греции засвидетельствовано конституцией Солона, предусматривающей возможность перехода из одного сословия в другое, оставляя гражданам перспективу роста, что противоречило представлению о разном качестве материала, использованного гомеровским Зевсом при создании смертных, но вполне соответствовало демократической традиции Гесиода. В результате образование впервые рассматривалось как "социальный лифт", которым в существующей системе удавалось воспользоваться далеко не каждому. Не менее интересен и противоречив закон, снимающий с детей обязательства перед престарелыми родителями, если они не научили их никакому ремеслу. Закон, разрушавший институт семьи, общество, государство.

Христианская традиция

Христианская концепция справедливости права силы

Средневековье: Закон Божеский или Закон Царский?

Суть христианской концепции справедливости права силы сформулировал апостол Павел. В Посланиях римлянам сказано:"Мы, сильные, должны сносить немощь бессильных и не себе угождать" (4). Основополагающая категория христианства - милосердие определило отношение всего христианского мира к тем, кого сейчас принято причислять к людям с ограниченными возможностями. Следует признать, что превращение христианства из религии рабов в официальную религию Византийской империи, послужило началом активности теологической мысли по адаптации основополагающей социалистической сути религии Христа к нуждам монархической власти, дипломатично решенной известной формулой: Богу - Богово, Кесарю - кесарево. Сложность этой проблемы подтверждает чрезвычайная опасность для жизни попыток перевода Библии во времена Генриха VIII Тюдора. Закон Божии был призван укреплять Закон царский. Таким образом, если античность создала прецедент теоретического обоснования идеального общества, не ведающего морали, определив судьбу государства формальной демократии, то средневековье превратило мораль в удел слабых, но не сильных мира сего, определив не менее печальную судьбу истинной монархии. Конечно, в условиях средневековья инвалидам оставалась только жалость и признание права на жизнь.

Возрождение: Закон - Божеский

Средневековое насилие над глубинным гуманизмом основ христовой веры нашел выход в эпохе, получившей название Возрождение - возрождение единого и милосердного Бога и человека, наделенного Разумом и созданного Творцом "по образу и духу своему". Направленность Ренессанса на развитие творческого потенциала человеческого Разума, вне зависимости от социальной принадлежности, открыла новые перспективы всем христианам, в том числе и вне зависимости от физических возможностей. Сила духа была противопоставлена силе тела. Отсюда известные крайности некоторых "отцов-основателей" Соединенных Штатов в неуемном процессе духовного и интеллектуального самосовершенствования.

Таким образом, если античность оставила опыт, ставящий под сомнение само право инвалидов на жизнь, как то было в случае с детьми, рожденными с физическими недостатками, то для христианской традиции это право безусловно. Однако средневековье готово лишь "сносить немощь бессильных". И только Возрождение, определив в качестве центральной проблему достоинства, распространяет это право на всех, наделенных Разумом.

Парадоксально, но не просвещенная Европа и не Новый свет, а именно Россия оказалась наиболее восприимчивой и последовательной в реализации идей Возрождения, что определило преимущества отечественной концепции образования, которой Россия обязана своим величием.

Именно реализации идей эпохи Возрождения обязана та часть известного Федерального Закона Российской Федерации от 22 августа 1996г. N125 - ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которая гарантирует права инвалидов.

Так в чем же проблема?

Проблема в Законе. В данном случае, в содержании Пункта 3 Статьи 11Федерального Закона, который, действительно, предусматривает льготы для инвалидов при поступлении в ВУЗы. Однако среди перечисленных - дети-инвалиды, инвалиды 1 и 2 группы. Чтобы понять "эффективность" этой статьи Закона необходимо рассмотреть отдельно каждую из названных категорий.

Итак, прежде в тексте говорится о льготах детям-инвалидам. В современной юридической литературе, рассчитанной на широкую читательскую аудиторию, записано, что категория ребенок-инвалид устанавливается в возрасте до 18 лет (5). А причина - инвалид с детства "определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступил до достижения 18 лет. Указанная причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным, этиопатогенезу заболеваний или последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных утверждений, у инвалида в возрасте до 18 лет имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности (6) (выделено - БНМ)" Выделенный фрагмент свидетельствует, что эта категория занимает особое место, так как врожденные патологии предполагают с детства отсутствие того, что ныне называется равенством "стартовых возможностей", определяющих дальнейшую судьбу. Это период жизни когда идет борьба за здоровье - главный приоритет для родителей. Таким образом, следует признать, что причина инвалидности с детства определяет бессрочный характер последствий не только для здоровья, но ивозможностей получения образования. Именно в результате стойких ограничения жизнедеятельности по перечисленным ранее показаниям стала обычной практика отставания от сверстников, более позднего поступления и, следовательно, окончания школы. Отсюда недоумение родителей - их дети - инвалиды с детства, лишаются льгот на поступление в ВУЗ еще до получения среднего образования (7).

Следующая категория - инвалиды первой группы. Известно, что критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким и значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, которые приводят:

  • к способности самообслуживания третьей степени
  • к способности передвижения третьей степени
  • к способности ориентации третьей степени
  • к способности общения третьей степени
  • к способности контролировать свои действия третьей степени
  • к способности обучения третьей степени
  • к способности трудовой деятельности третьей степени

Для четкого представления вышеизложенного необходима следующая справка:

- стойкие нарушения организма имеют три степени выраженности. Третья степень представляет собой полную неспособность к трудовой деятельности. Инвалиды первой группы нуждаются в постоянной посторонней помощи.

Остается последняя категория - инвалиды второй группы. Стойкие нарушения организма инвалидов второй группы характеризуются второй степенью выраженности. Они могут обслуживать себя.

Возрождение средневековья?

Сложно определить, чем руководствовались авторы этого фрагмента. Абсолютно очевидно - не стремлением создания "безбарьерной среды", и не созданием правового обеспечения возможности реализации творческих способностей - единственного способа решения проблемы достойной социализации в условиях заведомой ограниченности физических возможностей признанных инвалидами.

Текст этой статьи составлен таким образом, что закон дает право на льготу тем, кто - как то представляется в случае с инвалидами первой группы, - меньше всего в состоянии им воспользоваться. Реализация этой льготы с учетом приведенных выше параметров больше напоминает не привилегию, а право на подвиг. На этом фоне возможности инвалидов второй группы представляются вполне реальными. Конечно, речь не идет о неуместности их присутствия в списке.

Не менее изысканно выглядит обещание льготы инвалидам с детства, которые, действительно, могли бы воспользоваться шансом компенсировать время, - "потраченное" на восстановление здоровья детство. Поэтому именно времени - в лучшем случае один год, если характер заболевания не вынудил родителей отправить в школу позднее сверстников, закон и не дает. Ограничение по времени предполагается использованием термина "дети-инвалиды", который оказывается в принципиальном противоречие с содержанием причины инвалидности, обусловленной врожденными патологиями. Именно это ограничение лишает их возможности воспользоваться льготой, которая в современных условиях для многих инвалидов с детства является единственным шансом решение проблемы достойной социализации.

Наступил новый 2012г.. Начало работы приемных комиссий не за горами. Времени, в условиях существующей политической воли, вполне достаточно, чтобы решить проблему, которую создали авторы текста этой части Закона и благодарные интерпретаторы от правоприменения. В части, касающейся детей-сирот, оговаривается их право на льготы до 23 лет. Причина инвалидности - инвалид с детства - определяет бессрочный характер этого права для детей-инвалидов.

Вывод

Представленный анализ Пункта 3 Статьи 11 упомянутого Закона свидетельствует о том, что в существующей редакции эта часть Закона не способствует реализации государственной программы "Доступная среда", Средневековая концепция, которая призывала к христианскому милосердию "сносить немощь бессильных", не отвечает требованиям современной эпохи. Непременным условием, обеспечивающим беспрепятственный доступ для инвалидов к важнейшим объектам социальной сферы, является достойное образование, что определяет настоятельную необходимость совершенствования российского законодательства о правах инвалидов в области высшего образования.

Брестовицкая Надежда

Источник: viperson.ru