Архив:

Как растаможить автомобиль для Володи?

Для Володи весь мир - в окне его комнаты. Да еще виртуальный - на мониторе компьютера. Мальчик все чаще прячется от реальности в этот другой мир, первый слишком жесток к нему, инвалиду первой группы с пожизненным диагнозом: «Мышечная дистрофия. Форма Дюшена прогрессирующая»...

Заветная мечта - побывать в аудитории

До двенадцати лет, рассказал Володя Скиба при встрече, он еще немного ходил. Часто падал, плакал, но снова поднимался и шел. Куда только не обращались родители, чтобы помочь ребенку: официальные клиники, знахари, экстрасенсы, массажисты... Но безрезультатно - болезнь только прогрессировала. В шесть лет мальчик стал учеником специализированной школы-интерната для детей с заболеваниями ДЦП. Воспоминания о годах обучения в этом учреждении - самые светлые из прожитых двадцати лет: заботливые учителя, много друзей, которые и теперь не забывают Володю. Нынче он учится на втором курсе Тернопольского государственного технического университета им. Ивана Пулюя, постигает компьютерные науки. Но в своем вузе мальчик не бывает. Вся связь - виртуальная. Да еще мама Евгения Петровна, как челнок, мотается между университетом и сыном: приносит задания, учебники, относит выполненные работы. Из педагогов наведывается к студенту-инвалиду лишь преподавательница по английскому. Она убеждает его: без знания этого языка хорошо овладеть компьютерной грамотой невозможно.

Надо ли говорить, как мальчику хочется побывать в аудитории, пообщаться с педагогами, однокурсниками, найти новых друзей... Однако ему это недоступно. Живут Скибы на окраине Тернополя. Преодолевать в инвалидной коляске больше десятка километров Володе не по силам. Специализированного общественного транспорта, приспособленного для инвалидов, в городе нет, если не учитывать единственного троллейбуса, который, впрочем, ходит по другому маршруту. Мама, все же, считает: юноша должен сам уметь себя обслужить, ведь родители не вечны.

Вообще, в этой семье не одна проблема. Когда Евгения Петровна второй раз выходила замуж, у нее уже был сын, старший брат Володи. Нынче он женат, живет отдельно. У мужа Павла Ярославовича также был сын от первого брака. Мальчик при рождении (его мать умерла при родах) получил травму. У него нарушена психика, он инвалид второй группы. Два инвалида в одной семье - такой крест несут Скибы. Доход семьи - пенсия по инвалидности Володи (старший сын - инвалид живет с родителями Павла Ярославовича в деревне) да пенсия Евгении Петровны. Вместе - чуть больше тысячи гривен. Семейный бюджет пополняется разве что случайными заработками главы семейства.

Потому автомобиль для этой семьи действительно не роскошь, а для сына - единственное средство передвижения. Володя стоит в очереди на обеспечение транспортом в главном управлении труда и социальной защиты населения облгосадминистрации с 1996 года, но она продвигается так медленно, что шансы получить автомобиль от государства фактически нулевые. Поэтому, когда семье предложили вариант с обеспечением автомобилем (как гуманитарную помощь), они ухватились за него. Собрали все деньги, которые держали на «черный» день, подсобили родственники. Полгода готовили необходимые документы, перечень которых получили в управлении соцзащиты. Купить автомобиль для племянника взялся брат Евгении Петровны Владимир Бойко, который живет в Литве и является гражданином этой страны. Он и приобрел там за 8 тысяч долларов специально приспособленный для инвалидной коляски «Опель». Перегнал его сначала из Литвы в Польшу, а оттуда - в Украину. В ночь с 12 на 13 апреля машина была на таможенном пункте «Рава-Русская». Стоит она там и поныне. И шансов получить ее у Володи - один из ста. По крайней мере мальчик и его родные уже почти год стучат в двери высоких областных и государственных инстанций, но безрезультатно.

Ни денег, ни машины

Таможня требует договор дарения автомобиля иностранным донором. Он должен быть заверен нотариально, зарегистрирован в органах государства, в котором осуществляется дарение, и легализован в посольстве и консульском учреждении Украины в указанном государстве. Так гласит Закон Украины «О гуманитарной помощи» (ст. 6). Предназначается гуманитарный автомобиль органа труда и социальной защиты населения для конкретного инвалида. Но этого важного документа у Владимира Скибы нет. Евгения Петровна говорит, что она ничего о нем не знала. Дескать, их не предупредили, что такой документ нужен.

В управлении труда и социальной защиты эти обвинения опровергают. В прошлом году таким образом было оформлено 132 гуманитарных автомобиля, и проблем не возникало ни с одним. Скибам дали тот же перечень документов, что и другим. Начальник управления София Погорелая допускает, что в Литве просто не захотели нарушать закон и оформлять документ дарения на автомобиль, приобретенный путем купли-продажи. Конечно, столько благотворителей, чтобы дарить украинским инвалидам автомобили, за границей нет. Люди сами их покупают и оформляют как гуманитарную помощь. В Польше и Германии на это особого внимания не обращают, а в Литве (по словам Софии Владимировны, это уже второй такой случай) придерживаются буквы закона. Наверное, поэтому и не удалось получить Владимиру Бойко договор дарения, а стрелки пытались перевести на управление соцзащиты.

Так это или иначе и кто именно виноват, нынче сказать трудно. Имеем то, что имеем. Софии Погорелой по-человечески жаль мальчика, но что делать? Каждый гуманитарный автомобиль проверяется контролирующими органами, документы проверяет комиссия по получению гуманитарной помощи. Даже если бы она дала разрешение на ввоз автомобиля, то это было бы расценено как коррупционные действия. Главная льгота гуманитарного автомобиля - освобождение от уплаты въездной пошлины. В данном случае - это шесть тысяч евро, т. е. еще одна стоимость автомобиля. Кто на себя возьмет такую ответственность? В семье инвалида тоже нет денег, чтобы заплатить за растаможивание, как им это предлагают.

Куда только не обращался Володя Скиба... В Кабинет Министров, секретариат Президента, Государственную таможенную службу, к народным депутатам, в Министерство труда и социальной политики, к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, в фонд «Украина 3000»... Первый заместитель председателя облгосадминистрации Андрей Флиссак просил Кабинет Министров в исключительном порядке помочь инвалиду первой группы с детства Скибе В. П. в освобождении от уплаты пошлины, интересы юноши отстаивал глава облгосадминистрации Юрий Чижмарь. Хотя... Отовсюду поступают формальные отписки со ссылкой на закон, на то, что этот вопрос не в «нашей компетенции» и т. п.

Невольно подумается: сколько же контрабанды проходит через украинские границы, сколько денег теряет бюджет... И ничего. Недаром в народе говорят: «Как бедному жениться, так и ночь мала». Нет, я не призываю нарушать закон. Но должен же быть какой-то выход. Ведь так и сгниет машина на таможне, где она, кстати, стоит под открытым небом? Не для наживы, не для перепродажи нужна она Володе Скибе, а для полноценной жизни, насколько такой может быть она у инвалида первой группы.

Кто поможет ему? С последней надеждой обратился он в «Голос Украины». Редакция, в свою очередь, просит Комиссию по вопросам гуманитарной помощи при Кабинете Министров, в компетенции которой в каждом конкретном случае определять, являются ли гуманитарной помощью грузы, товары, обратить внимание на этот случай и помочь парню. Возможно, свое слово скажет и профильный комитет парламента.

К законодателям хочется обратиться и с таким вопросом. Согласно норме действующего законодательства, гуманитарный автомобиль в случае смерти того, кому он предназначался, изымается у семьи и передается другому инвалиду. Нынче в управлении труда и социальной защиты Тернопольской облгосадминистрации - 24 таких автомобиля. Пока не изъят ни однин, но уже есть предписания из прокуратуры о бездеятельности руководства управления. Надо ли говорить, насколько это мучительный процесс и следует ли начинать его ради старых транспортных средств? София Погорелая говорит, что областная власть хлопотала перед народными депутатами от Тернопольщины Василием Деревляным и Иваном Стойко с тем, чтобы они внесли предложения об изъятии этого пункта закона. Этот вопрос поднимали на сессии и депутаты от других областей. А значит, он очень волнует общество.

Источник: golos.com.ua

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ