Архив:

Когда болеть нам будет по карману?

О необходимости введения в нашей стране системы лекарственного страхования (возмещения) говорится давно и много. Все всегда за, но каждый раз оказывается, что по тем или иным причинам еще не время. Впрочем «все» — это лишь медицинское и околомедицинское сообщество, поскольку большинство потребителей лекарств даже не подозревают о ведущейся уже третий десяток лет дискуссии. А ведь она эта касается каждого из нас.

В январе столичные власти получили множество жалоб москвичей на отсутствие в аптеках льготных лекарств. Сергею Собянину пришлось поднимать этот вопрос на оперативном совещании правительства города, а руководителю департамента здравоохранения Москвы Леониду Печатникову — приносить извинения и обещать, что «больше не повторится». При этом в коммерческих аптеках пропавшие лекарства были, и даже не очень дорого (по московским меркам) стоили. Но люди предпочитали терпеть и ждать бесплатных.

В большинстве цивилизованных стран, на которые мы так стремимся походить, государство с готовностью платит за лекарственное обеспечение своих граждан, поскольку полагает такие вложения весьма выгодными: здоровый человек эффективно трудится на благо страны, в меру сил своих создавая прибавочную стоимость.

Существует множество моделей лекарственного страхования, и основные различия между ними в том, кто платит и за кого платит. Так, во Франции, Германии, Нидерландах, Норвегии, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии средства, потраченные на лекарства, компенсирует государство. В Италии и Испании — регионы. В Чехии, Венгрии и Словении — страховые фонды. В других государствах практикуются и иные источники компенсации, включая смешанные.

Получателями льготных лекарств в разных странах также выступают различные категории граждан. Например, во Франции — социальные льготники, в Германии — все застрахованные на случай болезни, в Англии и Чехии — пациенты государственной службы здравоохранения, в Испании — лица старше 65 лет.

Разработаны в этих странах и эффективные системы контроля расходования средств, такие как создание положительных или отрицательных списков. В первый включаются все разрешенные к льготному обороту лекарственные средства. Это исключительно проверенные препараты по заранее установленным ценам. Создание подобного перечня исключает возможность сговора врача с фармацевтами. Он просто не сможет выписать вам дорогостоящий, разрекламированный, но неэффективный препарат.

В случае с отрицательным списком действует обратная схема: что не запрещено, то разрешено. Например, не возмещаются расходы на брендированные или инновационные препараты при наличии аналогичных дженериков. Ряд стран используют отрицательный список для стимулирования развития отечественной фармацевтической отрасли путем запрета на возмещение расходов на импортные препараты.

***

Мы же в России в вопросе лекарственного возмещения идем, как обычно, своим путем. Не то, чтобы механизма страхования в нашей стране не было совсем, просто он перевернут с ног на голову.

В поликлинике, куда человек обращается с начальной стадией заболевания, получить льготные лекарства сложнее, чем в стационаре, где действует принцип бесплатности медикаментов. Кроме того, телереклама агрессивно настаивает: насморк, боль в горле и даже грипп вполне можно вылечить самостоятельно. Как следствие: ежегодно растет число пациентов, которые сами себе ставят диагноз, «выписывают» разрекламированные препараты, а потом удивляются ухудшению самочувствия. Неудивительно, что российский фармацевтический рынок перекошен — покупают то, что рекламируют, а не то, что на самом деле эффективно.

В результате мы доводим человека до стационара, где уже усиленно и бесплатно лечим его до победного конца (а иногда, увы, уже и не победного, а просто конца). Воистину, если бы в мире проводился конкурс на самые большие и бессмысленные государственные траты, Россия имела бы все шансы занять в нем первое место.

А ведь именно система лекарственного возмещения практически сводит на нет эффект от рекламы бесполезных брендовых препаратов. Кто пойдет покупать за наличные дорогую таблетку, если врач выписал рецепт, половину стоимости которого оплатит государство?

Помимо лекарственного страхования пациентов стационаров в настоящее время в России существует весьма ограниченная программа дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. По данным ФОМС, в 2008 г. она охватывала менее 6 млн человек. По сути, это и есть лекарственное страхование для небольшой категории льготников. Пользуются им около 3–4% населения России.

Правда, многие, даже имея такие льготы, не спешат ими воспользоваться. Получение бесплатных лекарств во многих случаях забюрократизировано, да и в перечне, увы, представлены не самые эффективные из них. Вот мой личный пример. Имея право на получение в ведомственной поликлинике бесплатных препаратов-хондоропротекторов, я покупаю их на свои кровные. А все потому, что «нахаляву» выписывают дешевый, не дающий почти никакого лечебного эффекта препарат, а не давно зарекомендовавшее себя лекарство, рекомендуемое всеми артрологами. Мало того, чтобы получить заветный бесплатный рецепт на неэффективные таблетки, нужно ранним утром выстоять очередь за талоном к артрологу, который по совместительству принимает дважды в месяц, потом длиннющую очередь из пенсионеров собственно к врачу. В завершении всего, если в настоящий момент в аптеке не будет искомого препарата (что случается нередко), врач скажет: приходите в другой раз. А по новым правилам выписывать лекарство доктор может лишь на месяц, так что, даже получив на руки таблетки, впору вновь занимать очередь за талоном. Много ли представителей трудоспособного населения захотят воспользоваться такими «благами»?

Сегодня на рынке некоторые страховые компании предлагают страхование лекарственного обеспечения, что является опцией договора добровольного медицинского страхования и позволяет произвести полную или частичную оплату лекарств, выписанных врачами по договору ДМС. Однако эти программы пока не имеют широкого распространения.

***

Серьезная попытка ввести в нашей стране систему всеобщего лекарственного возмещения была предпринята в 2008 г., когда Фондом ОМС был подготовлен проект концепции лекарственного страхования. В документе говорилось, что «по показателям подушевого потребления лекарственных средств наша страна уступает многим развитым государствам. Так, стоимостная оценка подушевого потребления лекарственных средств в России в 2007 г. составила около 80 долларов США, в то время как в странах западной Европы данный показатель варьируется от 245 евро в Италии до 362 — в Швеции». Более того, «чем больше потребность гражданина в лекарственной терапии, тем меньше у него возможности ее получить, так как необходимость в лекарственной терапии определяется состоянием его здоровья, а последнее, в свою очередь, определяет возможность гражданина реализовать свою трудовую функцию, и, как следствие, оказывает непосредственное влияние на уровень его доходов».

Вот почему предлагаемая модель была ориентирована в первую очередь на сохранение здоровья населения, не утратившего трудовую функцию.

Главными принципами, заявленными в документе, значились всеобщность (программа охватывает всех граждан РФ, застрахованных в системе ОМС) и обязательность (гражданин не вправе отказаться от участия в программе). Импонирует заявленный принцип организационной простоты — по мнению авторов документа, только так можно обеспечить успех столь масштабной программы.

Предлагаемый механизм возмещения аптечным учреждениям стоимости лекарственного средства выглядел следующим образом. Пациент обращается в лечебно-профилактическое учреждение, получает от врача рецепт, направляется с ним в аптеку, где оплачивает 50 процентов стоимости препарата. В течение трех дней аптека формирует в специальном программном обеспечении (предоставленном ФОМС) отчет о фактически отпущенном лекарственном средстве и выставляет фонду счет, который оплачивается в десятидневный срок.

Предвосхищая аргументы критиков о возможности необоснованной и не контролируемой выписки рецептов, назначения лекарственной терапии без наличия на то адекватных медицинских показаний, авторы программы утверждали, что противодействовать этому призвана система паритетного участия личных средств граждан в возмещении стоимости лекарственного средства. Кто же захочет зазря расставаться со своими наличными?

Планировалось провести в 2009 г. опытную апробацию программы лекарственного страхования в пилотных регионах, а в 2010-м — начать полномасштабное внедрение программы. О том, что лекарственное возмещение — вопрос самой ближайшем перспективы уверенно заявлял и премьер-министр Владимир Путин.

Однако эксперты сразу после опубликования концепции подвергли сомнению возможность ее реализации в запланированные сроки. И оказались правы. В начале 2010 г. глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова заявила о приостановке разработки «Концепции лекарственного обеспечения населения», составной частью которой как раз и являлась предложенная ФОМС программа лекарственного страхования граждан России. По словам чиновницы, одной из причин такого решения стали кризисные явления в экономике. «Все понимают, что ставить вопрос о лекарственном страховании в период, когда идет снижение доходов населения, по меньшей мере, некорректно», — сказала Голикова.

На мой взгляд, странная логика. А когда же еще государству и не разделить со своим народом бремя расходов на лекарства, как не в трудную для этого самого народа годину? Особенно, если учесть, что никакие кризисные явления не помешали нашему государству вкладывать сотни миллиардов рублей (и это только по официальным данным!) в строительство сколь амбициозных, столь же и сомнительных объектов: олимпийских — в Сочи, к саммиту АТЭС-2012 — на острове Русском и ряда других.

Как бы там ни было, но официально проект был заморожен до 2013 г. Однако, если учесть, что с тех пор о нем практически не вспоминают, «заморозка» продлится много дольше.

В 2010 г. в недрах Высшей школы экономики по заявке ФОМС были разработаны сразу несколько вариантов лекарственного возмещения, однако кроме узкого круга экспертов их никто даже не видел.

Правда, сама тема лекарственного страхования в конце минувшего года была поднята вновь. В РИА «Новости» даже прошел «круглый стол» на эту тему, собравший самых разных экспертов в данной области. Публике были представлены результаты социологического исследования по восприятию темы лекарственного возмещения, проведенного группой «Циркон».

Как показал опрос, идея лекарственного возмещения среди потенциальных пациентов воспринимается в целом позитивно, а скепсис части респондентов вызван сомнениями в том, что реализация механизма будет достаточно грамотной. Так, пенсионеры опасаются, что из нескольких вариантов программы будет выбран не самый удобный, при котором придется получать компенсацию за лекарства по чекам в страховой компании — а это дополнительная инстанция, посещение которой будет отнимать и время, и силы.

Работающие граждане и льготники обеспокоены тем, что возмещение будет осуществляться за счет дополнительной нагрузки на работодателей, а это обязательно отразится на зарплате сотрудников. К тому же, зная патологическую страсть нашей бюрократии к размножению всякого рода бумажек, они опасаются, что для получения компенсации за лекарства нужно будет собирать и хранить все чеки за год, а потом доказывать страховым компаниям право на лекарственное возмещение. К тому же, если вернуть деньги можно будет раз в год, инфляция «съест» часть средств.

И имея перед глазами пример монетизации льгот, когда инвалиды, помаявшись в очередях, стали массово отказываться от обещанных лекарств в пользу реальных денежных средств, можно не сомневаться, что воспользоваться правом на льготные лекарства смогут только самые здоровые и выносливые граждане.

Один из последовательных критиков отечественной системы здравоохранения президент Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский убежден, что прежде чем вводить программу лекарственного страхования, необходимо разработать концепцию развития системы здравоохранения в целом.

***

Но ведь должно же когда-нибудь что-то сдвинуться с места? Ведь в России ежегодно умирает около 15 человек на тысячу — цифра, сравнимая с аналогичным показателем таких стран, как Конго, Нигер и Афганистан.

Накануне выборов в Государственную Думу президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль выступил с наказом депутатам «Общероссийского народного фронта», в котором сформулировал восемь тезисов о приоритетных задачах развития российского здравоохранения. Второй пункт этого документа призывает «увеличить доступность лекарственной медицинской помощи в амбулаторных условиях. Сделать бесплатными рецептурные лекарства для детей до 12 лет из малообеспеченных семей, а отдельные группы лекарств для граждан трудоспособного возраста распространять за половину их стоимости».

Это, конечно, еще не полноценная система лекарственного возмещения, но серьезный шаг на пути к ней. Донесут ли народные избранники наказ доктора Рошаля до зала заседаний Госдумы? Ответ будем ждать ближайшие пять лет.

Богдана Лагутина

Источник: ria-ami-tass.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ