Архив:

Автобусы с пандусами, поющие светофоры и другие чудеса цивилизации

Об отношении к инвалидам в Австралии и о том, как общество и правительство стараются помочь им в быту. Взгляд постороннего наблюдателя.

Я приехала в Австралию 4 года назад. Никогда не бывав до этого за границей, я была поражена многими вещами, в том числе отношением к инвалидам и пенсионерам, которое, на мой взгляд, сильно отличается от российского.

Первый раз попав в самый обычный районный центр с пешеходной улицей, множеством магазинчиков и уличных кафе в тени деревьев, я была удивлена большим количеством пенсионеров и людей в инвалидных колясках, одних или с сопровождающими, аккуратно одетых и веселых. В России довольно редко увидишь человека в коляске на улице (разве что просящих милостыню в переходах метро), а тем более в кафе или в магазине. Я думаю, это объясняется не только трудностью транспортировки, но и несколько предвзятым отношением людей и общества в целом. Что касается транспортировки - здесь, в Сиднее, такой проблемы, похоже, нет. Но, а что касается отношения общества - факты, о которых я рассказу дальше в этой статье, говорят, по-моему, сами за себя.

Итак, о транспортировке. Для людей в инвалидных колясках существует много доступных способов передвижения. Первый, конечно, - личный транспорт. Нужно сказать, что в Австралии большинство людей имеет машины, и поэтому общественный транспорт здесь мало развит по сравнению с Россией. Правда, у этого есть и «оборотная сторона» - так как общественный транспорт мало развит, у людей не остается другого выхода, как покупать машину, движение на дорогах растет и проблема с парковкой приобретает все большее значение. Практически при каждом общественном центре существуют парковки для публики, часто многоэтажные, но их явно недостаточно. Найти свободное место там обычно представляет собой значительную трудность. Но для инвалидов всегда существуют специальные места, шире чем обычные (по современным стандартам их должно быть 3% от всех парковочных мест). Они расположены в наиболее удобных участках - на первом этаже, прямо у входа и т.п. и отмечены большими белыми знаками, изображающими инвалидную коляску, нарисованными на асфальте. Эти места часто пустуют, так как обычным машинам на них парковаться нельзя - штраф.

Второй способ путешествия для инвалидов - такси. По крайней мере одна пятая всех такси имеют сзади (вместо багажника) специальную кабинку для инвалидной коляски, с окнами и выдвигающимся пандусом. Таких такси, похоже, гораздо больше, чем нужно, так что другие люди тоже могут ими пользоваться - у них такой же салон, как у обычных, и та же стоимость. Вы можете сказать - ну такси, какой же инвалид может ездить на такси? На самом деле такси здесь гораздо дешевле, чем в России (по соотношению к зарплате или пенсии) и вполне доступны. Конечно, ты не можешь ездить на такси каждый день, но иногда - вполне реально. Особенно выгодно ездить на такси на небольшие расстояния с друзьями - 3-4 человека. Если ехать в пределах 10 минут, на четверых это оказывается дешевле, чем на автобусе, так как плата берется не с человека, а одна на всех по времени, а общественный транспорт здесь довольно дорогой.

Третий способ перемещения для инвалидов - автобусы. В новых автобусах (а их уже больше половины, и старые постепенно на них заменяются) в центре - большое пустое пространство с откидными креслами, рассчитанное на две инвалидных коляски. Если инвалидов нет, то на этих местах можно сидеть, но все равно большая часть пространства пропадает впустую. Нужно сказать, что за четыре года здесь я только один раз видела человека в коляске, путешествующего на автобусе (наверное, на такси или в машине все-таки удобнее), поэтому это произвело впечатление. Я ехала на работу, и вдруг на одной из остановок автобус стал ерзать на месте - то вперед чуть проедет, то назад. В конце концов я заметила, что это он пытался подъехать точно к тому месту на тротуаре, где ждал мужчина в коляске. Потом раздался жужжащий звук, и с задней площадки выдвинулся пандус. Открылась дверь, при этом над ней загорелась сигнальная лампочка и включилась сирена, как при пожаре. Мужчина въехал по этому пандусу в автобус, пандус задвинулся, и автобус поехал дальше. Водитель предупредил всех пассажиров, что в автобусе находится человек в инвалидной коляске, чтобы они были внимательны. То же самое повторилось, когда он выходил из автобуса. (Мне показалось даже, что все это было немножко через чур - я не знаю, что бы я чувствовала, если бы была на месте этого человека, - возможно, я не хотела бы привлекать к себе столько внимания).

Да, еще об автобусах. В новых автобусах, когда они подъезжают к остановке, опускается передняя подножка (вернее, весь передний левый угол), чтобы людям не нужно было высоко поднимать ноги, чтобы войти. Проезд в общественном транспорте для инвалидов бесплатный, а для пенсионеров дешевле, чем для всех остальных.

В общем, выглядит так, что для инвалидов и пенсионеров здесь нет большой проблемы добраться из одного района Сиднея в другой, конечно там, где есть общественный транспорт. Но здесь ты не привязан к жилью, как в России (такой вещи, как прописка, не существует), так что если тебе необходим общественный транспорт, ты просто переезжаешь в тот район, где он есть. Поэтому, куда бы вы ни пошли - на выставку, в торговый центр или просто в людное оживленное место типа набережной у Opera House, вид людей в инвалидных колясках среди праздно гуляющей толпы становится привычным зрелищем и никого не удивляет.

Для незрячих людей на всех светофорах на оживленных улицах и в центре районов сделаны специальные устройства, которые издают характерный звук, когда зажигается зеленый свет. Эти «поющие светофоры» помогают и зрячим, так как избавляют от необходимости смотреть, какой свет горит. Ты можешь стоять и глядеть по сторонам, и как появится этот звук - значит, зеленый свет. На платформах поезда (вроде нашего метро, только в основном наземного) в полуметре от края платформы сделана специальная выпуклая полоса из кружков, ты ее чувствуешь, наступая на нее, и знаешь, что край платформы близко. Это опять-таки помогает всем - когда ты ожидая поезда рассеянно бродишь по платформе, не нужно заботиться о том, чтобы смотреть на ее край - ты всегда его почувствуешь, когда наступишь на предупреждающую полосу. Уже не стоит упоминать, что практически на каждой платформе есть лифты для инвалидных колясок.

Для незрячих здесь тренируют особую породу собак Golden Retriever (по-русски их, кажется, называют лабрадор, хотя я не уверена - я не видела в России таких собак). Это собаки среднего (ближе к большому) размера, мохнатые, светло золотистого (реже - черного) цвета, и считаются одной из самых умных пород. Они очень популярны в Австралии, многие держат их просто так, без специальной необходимости, хотя эта порода выведена с целью тренировки их как собак-поводырей. (Подробнее об истории появления собак-поводырей и центров их тренировки в Австралии можно прочитать здесь.) Их учат различать красный и зеленый цвета на светофорах, ходить по специальным маршрутам, запоминать дорогу и т. п. Я видела здесь незрячих людей с такими собаками на поводке. Незрячие получают уже тренированных собак бесплатно (не знаю, существует ли на них очередь), но вообще их тренировка стоит очень дорого, несколько тысяч долларов. Воспитанием собак занимются общественные организации, финансируемые спонсорами. В каждом универмаге стоит большая копилка в виде такой собаки, куда люди могут бросать деньги, идущие в специальный фонд (в отличии от России, действительно идущие в этот фонд, а не на строительство дач для руководителей фонда). Эти собаки-копилки очень любят дети, которые пытаются их погладить или забраться на них. Еще здесь часто проводят благотворительные акции, например, «Неделя помощи детям, больным раком». В универмагах продают, например, букетики цветов, или ручки, или конфеты, или еще что-то, недорого, и висит объявление, что 50 центов с каждого букетика или ручки идет в фонд помощи детям, больным раком, или незрячим, или еще куда-то. Народ покупает - и приятно, и вроде полезное дело делаешь.

Пенсионеры, которым тяжело ходить, ездят здесь на маленьких тележках с электрическим двигателем, похожих на трехколесный велосипед (без педалей), которыми они вполне легко управляют. На них, конечно, далеко не уедешь, но до ближайшего магазина или кафе вполне можно. Такие тележки очень часто видишь на улицах, причем в основном на них ездят люди явно за 80. Сзади у этих тележек - маленький флажок на высоком стержне, что выглядит довольно забавно. Причем на всех пешеходных тротуарах, там, где они переходят в проезжую часть, сделаны пандусы, чтобы легко можно было бы съехать на дорогу.

Одна из вещей, которая мне здесь очень нравится - то, что пенсионеров и инвалидов часто можно увидеть в кафе и ресторанах (часто ли вы увидите такое в России?). Нужно сказать, что цены в кафе в дневное время доступны абсолютно всем, и люди приходят сюда просто попить кофе или встретиться с друзьями. В ресторанах цены, конечно, несколько дороже, но тоже не разорительно, как в России.

Еще одно место, где любят встречаться пожилые люди - клубы. Все мои предыдущие познания о клубах были почерпнуты из фильмов про Шерлока Холмса - что-то вроде «Клуба молчальников». Впервые я побывала в реальном клубе только здесь, в Сиднее, и была приятно поражена. Это оказалось огромное помещение с фонтаном и бассейном в центре, с красивым интерьером, с кучей укромных уголков, очень приятно оформленных, зон для курящих и некурящих, кафе, ресторанчиков, баров, игровых автоматов, с джимом (спортивным залом), сауной и т. д. и т. п. В общем, если ты не хочешь сидеть дома, ты можешь пойти один или с друзьями в клуб и очень мило провести там время в приятной обстановке. Цена на членство в клубе (например, Leagues club или RSL club) чисто символическая - что-то от 10 до 30 австралийских долларов в год. Все цены внутри клуба - будь то еда, напитки, занятия в джиме - с большими скидками, раза в полтора ниже обычных, поэтому в такие клубы могут ходить люди с низким доходом.

Нужно, конечно, упомянуть и о кинотеатрах. В самом центре зала обязательно есть свободное место без кресел с удобным широким подъездом к нему, куда могут встать несколько инвалидных колясок - им обеспечены самые лучшие места.

Еще одна вещь, которая меня поражает здесь - количество людей в колясках в аэропорту, выходящих из самолетов международных рейсов. Когда кого-нибудь встречаешь или провожаешь, обязательно видишь по крайней мере несколько колясочников в каждом рейсе - это значит, путешествовать доступно для них. В России я никогда не видела людей в колясках в самолетах. Стюардессы и работники аэропорта к таким людям особенно вежливы и готовы помочь, это часть их профессионального этикета.

После каждых Олимпийских игр проводятся так называемые пост-олимпийские игры для инвалидов (я не знала этого раньше, до Олимпиады 2000 г. в Австралии). На них съезжаются люди со всех стран мира. Наша учительница английского рассказывала, что она ходила на одну из таких пост-олимпийских игр - футбол для незрячих. Они тоже играют с мячом, но мяч звенит, и они слышат его по звуку.

С «инвалидными проблемами» мне постоянно приходится сталкиваться на работе, а работаю я архитектором. Мы делаем торговые центры и должны везде предоставить рампы для инвалидных колясок, которые занимают уйму драгоценного места, что приводит архитекторов в бешенство, зато облегчает жизнь инвалидам. Кроме того везде должны быть специальные туалеты для инвалидов-колясочников, огромных размеров с кучей трудновыполнимых с архитектурной точки зрения требований. В официальных документах такой туалет нельзя называть «инвалидным», а только «доступным» (accessible). Однажды, просматривая архитектурные каталоги, я случайно натолкнулась на вещь, которая поразила меня до глубины души. Это был рекламный проспект какой-то строительной кампании, которая приспосабливает обычные жилые дома для удобства инвалидов-колясочников. Нужно сказать, что дома в Сиднее часто строятся в нескольких уровнях из-за сложности рельефа, так что в них обычно много лестниц. Эта кампания монтирует в лестничные поручни специальные рельсы с электроприводом для подъема инвалидной коляски. Одним нажатием кнопки ты присоединяешь ручку коляски к этому рельсу и без всяких усилий как на эскалаторе поднимаешься на следующий этаж.

Не все, конечно, совершенно и здесь, в Австралии, и многое можно было бы улучшить. Один факт налицо: государство и общество стараются помочь людям, в силу жизненных обстоятельств или возраста оказавшихся менее мобильными и более зависимыми от внешних факторов, и сделать более комфортной их жизнь. А это, может быть, и является признаком «здорового общества» - ведь в такой зависимой ситуации может оказаться каждый из нас.

по материалам http://www.strana-naoborot.com/index.html

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ