Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Лечиться вредно для здоровья

Беспредел с льготными лекарствами. Ждать ли перемен?

Инвалид II группы Саркис Сараджян (поликлиника № 49, Ясенево) уже второй месяц вынужден лечиться за собственные гроши (пенсия — 11 500 руб.). Из них более тысячи тратит на таблетки. «31 января с.г. в аптеке при поликлинике мне сказали, что лекарств нет, все полки пустые, — рассказал Саркис Ваганович. — Ждать, когда они появятся, для меня смерти подобно. В буквальном смысле: сердце мое после инфаркта не выдержит. А еще в аптеке мне сказали: «Не верьте ни прессе, ни заверениям высоких начальников по здравоохранению: лекарства вряд ли скоро будут...»

Увы, это не единственное сообщение наших читателей о продолжающихся проблемах с льготными лекарствами. Но поток писем даже после опубликованного в нашей газете заверения Департамента здравоохранения г. Москвы о том, что ситуация скоро будет взята под контроль, не снижается. В чем причины возникших трудностей? Как обстоит дело сегодня? И что будет завтра? Ведь «изменена система обеспечения населения льготными лекарствами. По предписанию Контрольного комитета Москвы и ФАС разделены торги на поставку и услуги по реализации лекарственных препаратов», — так было заявлено на пресс-конференции в Департаменте здравоохранения г. Москвы. Мы решили через газету дать разъяснение нашим читателям.

«Шесть, по сути дела, монопольных поставщиков лекарств не удовлетворили ни тендерный комитет Москвы, ни прежде всего мэра столицы»

Леонид Печатников, глава Департамента здравоохранения г. Москвы:

— Проблема эта многолетняя. Можно вспомнить предложение бывшего министра Зурабова о монетизации льгот. Речь шла о том, чтобы имеющие право на льготы получали их не в виде лекарственных препаратов, а в виде денег. И покупали лекарства сами. Тогда предложение вызвало протесты, хотя это не так плохо, как было воспринято некоторой частью общества. Поэтому сегодня мы оказались в ситуации, когда некоторые из наших льготников монетизировали федеральные льготы, но региональные льготы предпочитают получать в виде лекарств.

Вторая проблема: закупки лекарств. Как обстояло дело в минувшие годы? Выбирались 6 полномочных крупных поставщиков, и между ними проводились формальные соревновательные процедуры. Между ними же и распределялись московские округа. Каждая крупная компания-поставщик, имея за собой полномочие обеспечивать определенный округ, устанавливала в своих поликлиниках киоски, сама наполняла их. В этом смысле Москва во многом была примером для других регионов. В столице был введен, по сути дела, распределительный порядок. Наверное, это было удобно. Но каждый из этих поставщиков и был практически монополистом в определении цен на препараты. Сложилась ситуация, когда в двух рядом стоящих аптечных киосках на один и тот же препарат могли быть разные цены.

Такая ситуация не удовлетворила ни тендерный комитет Москвы, ни прежде всего мэра столицы, который с первых дней объявил одну из приоритетных задач: эффективное использование бюджетных средств. На определенный момент даже были приостановлены аукционы. Так, как они проводились, — коррупционная составляющая была настолько велика, что бросалась в глаза. И мэр своим распоряжением приостановил аукционы. Препараты стали «торговаться» на открытых электронных аукционах. Был изменен принцип проведения тендеров на поставку медпрепаратов: один лот — одно МНН (международное непатентованное наименование). Это означает, что из всей гаммы, например, аспирина мы купим только один, который выиграет электронный аукцион. Другие виды ацетилсалициловой кислоты останутся за бортом, потому что выигравший дал самые приемлемые цены при соблюдении качества, которое мы задали. И по рецепту мы можем предложить только тот препарат, который победил на аукционе и есть на складе.

В связи с изменением системы закупок лекарств вместо 50 аукционов, проводившихся до этого времени, мы провели около 700. Всего по лекарственным препаратам было проведено более тысячи процедур. На этом нам удалось сэкономить примерно 2 млрд. рублей. Эти деньги можем потратить тоже на лекарства, увеличив их ассортимент. Кстати, список и количество медпрепаратов для москвичей определяет не Департамент здравоохранения, а группа главных специалистов города, исходя из количества льготников, стоящих у них на учете. С учетом этого мы и заявляем в городскую казну цифру финансовых средств, необходимую на год. Кстати, на 2011 год выделено не только то, что было запрошено, но мэр столицы дополнительно выделил 1 млрд 600 млн. рублей, чтобы удовлетворить возникшие потребности.

Еще одна проблема: теперь вместо 6 поставщиков лекарств мы имеем дело с 66. Каждый поставщик (а это в основном оптовики) имеет договоры с производителями препаратов. Заключая контракты с поставщиками, мы абсолютно не были уверены, что они в свою очередь заключили полноценные контракты с производителями. К сожалению, мы не можем вмешаться в их внутренние взаимоотношения. Хотя по нашему предложению каждый поставщик, выходящий на электронный аукцион, должен представлять гарантийное письмо, что у него есть соответствующая договоренность с производителем. К сожалению, федеральная антимонопольная служба посчитала такое требование избыточным. И до сих пор на этапе поставок мы не можем вмешаться в цепочку Департамент здравоохранения — поставщик — производитель. Мы, например, рассчитывали, что уже 10 января начнутся нормальные поставки лекарств, как предусмотрено контрактами. Но многие из наших поставщиков, выигравшие госконтракты, продлили себе каникулы до 16 января и далее. К ним будут предъявлены серьезные претензии. А в дальнейшем в тендерный комитет напишем просьбу внести их в реестр недобросовестных поставщиков.

И еще одна трудность. Бывает так: человек пришел в киоск, подал рецепт, а ему говорят: сейчас такого препарата нет. Но они обязаны (по приказу Минздравсоцразвития) в течение 10 дней этот рецепт отоварить. В Москве таких необеспеченных рецептов на 16 января оказалось всего 43 из 1 миллиона 600 тысяч льготников. На сегодняшний день их немного больше, но в основном это рецепты, выписанные ведомственными поликлиниками. Бывают ситуации, когда мы покупаем препараты уже вне конкурса и проводим их через экспертную комиссию. Если у человека, например, аллергия на выписанные врачом препараты, мы покупаем то, что не входит в льготный список, и на это уходит время.

«Нерадивым компаниям мы гарантируем штрафные санкции за каждый день задержки поставок препаратов»

Алексей Абрамов, первый зам. руководителя Департамента здравоохранения г. Москвы:

— Проблема, с которой мы сегодня столкнулись, была прогнозируема, т.к. менялась и система проведения торгов, и система оказания услуг по обеспечению лекарственными препаратами, и ввода их в информационную сеть. Дирекциям округов было выделено дополнительное финансирование — в порядке 100 млн. рублей для закупок дополнительных препаратов по несостоявшимся аукционам. Порядка 145 аукционов не состоялось из-за, видимо, коммерческой непривлекательности для участников. Кроме этого мы объявили низкие цены для экономии бюджетных средств и при наличии коммерческих предложений мы всегда выбирали минимальную цену, что ограничило рынок оригинальных препаратов. Но мы выполняли требования ФАС и Контрольного комитета по организации размещения государственного заказа.

Сегодня департамент начинает жесткую претензионную работу с этими поставщиками. Мы гарантируем им штрафные санкции за каждый день задержки поставки препаратов и особо «отличившихся» доведем до реестра недобросовестных поставщиков. Это уже будет процедура арбитражного суда, но мы полностью используем свое право госзаказчика на обеспечение выполнения госзаказа и недопущения таких участников к последующим конкурсам. Используем и материальные меры наказания, которые предусматривает действующее законодательство. Ежедневно проводим совещания с поставщиками, мониторируем ситуацию.

Мы будем принимать все меры, допустимые законом. Знаем производителей, которые не завезли на склад поставщикам свои препараты. Среди них, к удивлению, один из известнейших австрийских производителей, с которым не можем связаться. А от них зависит поставка прежде всего пульмонологических препаратов. Правда, мы знаем, чем их заменить.

«Острого дефицита льготных лекарств сегодня нет, есть дефицит ряда торговых наименований»

Владимир Кобец, начальник Управления фармации Департамента здравоохранения г. Москвы:

— Мы смогли переломить ситуацию. Если к 10 января с.г. в аптечных киосках отпуска льготных лекарств Москвы было препаратов примерно на 100 млн. рублей, то теперь — почти на миллиард рублей (на 958 млн. руб.) А это 2 млн. 312 тыс. упаковок лекарственных препаратов. По номенклатурным позициям — более 2 тыс. 247 позиций. Есть даже проблема, где их размещать. Мы жестко контролируем наличие медикаментов, дважды в сутки в округах снимаем отчеты по их поставкам. Острого дефицита лекарств нет, но есть дефицит ряда торговых наименований.

«Рынок, существующий сейчас на фармпространстве, для нас слишком рискован»

— Приносим свои извинения москвичам, они не должны стать жертвой наших проблем, — сказал под занавес г-н Печатников. — Идеальной системы обеспечения лекарствами льготников, наверное, не существует. Казалось бы, чего проще: раздать льготные медикаменты в обычные аптеки, и пусть в них люди сами по рецептам получают лекарства. Так во всем мире: в Западной Европе, во Франции — можно получить льготное лекарство практически в любой аптеке; в США — в уполномоченных аптеках. Но есть две проблемы, мешающие нам так сделать. Первая — в кризисные годы у аптек не хватает оборотных средств, и полки в них пустеют. Мы не можем от них зависеть. Вторая — пожилому человеку будет трудно объяснить, когда на витрине аптеки препарат есть, но за деньги, а бесплатного нет. Поэтому в конце 2011 года (раньше этого сделать невозможно) начнем реформировать ГУП «Столичные аптеки». Около 80 аптек будут выведены из ГУПа в состав бюджетных учреждений.

Они и должны стать центрами дистрибуции льготных препаратов и обслуживать киоски близлежащих поликлиник. Чтобы взять ситуацию под контроль и быть независимыми от недобросовестных поставщиков, намерены сами выкупать медпрепараты на складах города и перевозить их к себе на склад, а затем развозить по своим аптекам. Другой системы, в т.ч. и с привлечением коммерсантов, я не вижу. Я человек абсолютно либеральных рыночных взглядов, но в этой ситуации рынок в том виде, в каком он сегодня существует на фармацевтическом пространстве, для нас слишком рискован. Придется распределение льготных лекарств взять под государственный контроль. И это единственный, на мой взгляд, способ, который позволит быть уверенными в завтрашнем дне и независимыми от поставщиков. Это та схема, которую мы сегодня прорабатываем. Конечно, нам будет тяжелее, но и спокойнее самим льготникам. Они могут рассчитывать на бесперебойное обеспечение жизненно важными препаратами.

Официально

Число льготников в Москве, имеющих право на получение государственной социальной помощи по программе обеспечения необходимыми лекарственными препаратами: в 2011 году было 1 613 011 человек. В их числе: региональных — 899 393 человека; федеральных — 713 618 человек.

Число льготников в Москве на 01.01.2012 года — 1 597 205 человек. В их числе: региональных — 927 350 человек; федеральных — 669 855 человек.

Средняя стоимость одного льготного рецепта из федерального бюджета в 2011 году составила 619,64 рубля (рост к предыдущему году — 125,13%); из московского бюджета в 2011 году — 1732,7 рубля (рост к предыдущему году — 147,6%).

Александра Зиновьева

Источник: mk.ru