Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Трогать, слушать, познавать

Книжки с «мохнатыми картинками», чтобы ощутить, как жесткая шерсть медведя отличается от мягкой травки. Деревянные лошадки, пластмассовые стаканчики, плюшевые зайчики. Весь спектр тактильных ощущений могут получить маленькие посетители этой необычной игровой комнаты. Они познают мир на ощупь, потому что не могут его увидеть. Первая лекотека для незрячих детей открылась на этой неделе в Нижнем Новгороде на базе Нижегородской региональной общественной организации родителей детей-инвалидов по зрению «Перспектива».

Занятия здесь проводятся в форме игры. Дословно «лекотека» переводится как собрание игрушек. Но игрушки эти не обычные, а развивающие. Их тут порядка двухсот. С малышами работают особые специалисты - психологи логопеды и дефектологи, которые прошли подготовку в Москве. Они проводят консультации, диагностические игровые сеансы, групповые родительские тренинги и т.д.

Десятимесячный Дима с интересом тянет в рот все, что попадает в его пухленькие ручки, - и это не просто обычный сосательный рефлекс, но и способ познания. Осязание, вкус, запах и, конечно, слух - эти каналы связи с окружающей средой заменяют ему и другим таким деткам зрение. Поэтому специалисты уделяют их развитию особое внимание. Через игру педагоги смогут подготовить этих малышей к обучению в специализированных и обычных школах, ведь в садики они не ходят.

Основное же знакомство с миром у детей с проблемным зрением происходит через тактильные ощущения, а значит, должно быть в наличии как можно больше образцов разных материалов, размеров, форм и т.д. Например, трогая изображения, оклеенные кусочками ворсистой ткани, малыш должен определить, кто на картинке изображен, найти каждому животному подходящую пищу и т. д. Некоторые развивающие игры очень дорогостоящие, и родители не могут их себе позволить. Здесь детки могут впервые попробовать прокатиться на трехколесном велосипеде - обычно мамы и папы считают, что незрячему ребенку он не нужен, но зачем лишать малыша радости крутить педали? А еще услышать голоса других людей, а не только мамин и папин. И поиграть с другими детьми.

«Лекотека - это новая форма дошкольного образования, которая поможет ребятам обрести знания, необходимые для их гармоничного развития. Ее цель - психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов в возрасте от двух месяцев до 7 лет и подготовка их к школе, - говорит руководитель нижегородской региональной общественной организации «Перспектива» Ирина Сумарокова. - Мы приглашаем на занятия психологов, которые проводят различные игровые тренинги для детей по преодолению страхов. А родителям на психологических тренингах помогают принять то, что их ребенок «не такой, как все», и научиться с этим жить.

Лекотека оснащена самым современным оборудованием, монтессори-материалами, сенсорными тренажерами, которые подарены друзьями - корпорацией Intel. Глава города Олег Сорокин на торжественном открытии лекотеки тоже подарил сертификат на тренажер.

Первые шесть месяцев лекотека будет работать на средства гранта корпорации Intel в России, а потом педагоги надеются на помощь других коммерческих организаций. А глава города пообещал, что ей предоставят более просторное помещение, ведь детишек привозят со всей области. По данным Нижегородской общественной организации «Перспектива», в центре проходят реабилитацию порядка сорока детей в месяц. Приезжают даже из Владимира, так как Нижний стал всего четвертым городом, где есть такая лекотека.

«Это уже вторая в городе лекотека. Первую мы открыли весной прошлого года в Центре помощи семье и детям Сормовского района «Дом» при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,- отметила начальник управления социальной политики семьи и детства министерства социальной политики Нижегородской области Маргарита Ушакова.- И мы будем дальше двигаться в этом направлении. Я надеюсь, наши социальные партнеры нас поддержат». По ее словам, на территории области работают четыре центра по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, а также специализированные отделения при Центрах помощи семье и детям. В регионе реализуются несколько детских программ: «Смогу жить самостоятельно», «Равные возможности».

Алина Малинина

Источник: pravda-nn.ru