Архив:

Добро пожаловать или инвалидам вход воспрещен

В Алматы 93% архитектурных сооружений не имеют полноценного доступа для передвижения в них людей с ограниченными возможностями (ЛОВ). Об этом нам сообщил председатель Казахстанского Республиканского общества инвалидов войны в Афганистане Алексей Махашев.

Габдулла Туймебаев — один из 40 тысяч людей с ограниченными возможностями, проживающих в Алматы. У него инвалидность 1 группы. Несмотря на это, он ведет активный образ жизни, но его ежедневные дела ограничиваются недостатком условий.

Последняя капля терпения у Габдуллы закончилось, когда отправился в Бизнес-цент «Сэт» за медпрепаратами и... не смог попасть в здание. И в январе 2011 года Габдулла подал иск в Ауэзовский суд Алматы на Бизнес-центр «Сэт», т.к. уверен: доступ для людей с ограниченными возможностями должен быть повсюду.

Судебное разбирательство Габдулла проиграл. По его словам, суд свой отказ мотивировал тем, что здание БЦ «Сэт» — не для инвалидов.

«Они полностью ущемили наши права. Я тоже полноправный гражданин Республики Казахстан и имею полное право, как все граждане, ходить туда, куда захочу», — сказал Габдулла.

Судебными хлопотами Габдулла занимался не один. К нему на помощь пришел Сергей Махашев, председатель Казахстанского Республиканского общества инвалидов войны в Афганистане. Как признается Габдулла, «Сергей услышал мой крик души. Он отозвался на мою просьбу. И уже вместе с ним мы обратились к юристам».

На суде интересы Габдуллы и общества инвалидов представляла юрист Виктория Мамедова, начальник юридического отдела корпоративного фонда «Правозащитный союз «Честь и Достоинство». Она не новичок в подобных судебных разбирательствах и, по ее словам, данный судебный процесс ее огорчил.

В ходе судебного разбирательства представители БЦ «Сэт» предоставили истцам акт приемочной комиссии объекта о вводе в эксплуатацию, в котором говорится, что здание полностью соответствует нормам. Но, как утверждает Виктория, «по данному пандусу инвалид, и более того, здоровый человек, сидя в коляске не смог подняться». В этом мы убедились сами, попросив Габдуллу попытаться войти внутрь здания».

«В частном определении суд подтверждает нарушения и, тем не менее, нам отказывают», — эмоционально добавила Виктория.

В таком случае возникает резонный вопрос: каким образом здание БЦ «Сэт» было сдано в эксплуатацию? Ведь Управление Государственного Архитектурно-Строительного комитета (УГАСК) по городу Алматы несет ответственность за каждый выданный ими акт о приемочной комиссии. А с 1 февраля 2011 года в комиссию включили и Департамент Министерства труда и социальной защиты населения по городу Алматы.

По словам юриста, в мае прошлого года они обратились с письмом в УГАСК за разъяснением: каким все-таки образом специалисты УГАСКа выдали акт о приемке объекта и ввода в эксплуатацию здания БЦ «Сэт». Однако ответа они так и не получили.

Авторы запроса также попыталась узнать, каких же именно нормативных требований придерживаются в Управлении ГАСК при проверке здания на соответствие? Какие строительные нормы для них важны? В получении такой информации не должно было возникнуть никаких проблем. Но сотрудники этого Управления все же перенаправили их в Департамент Министерства труда и социальной защиты населения, ответив, что вопрос не в их компетенции. Интересно, что тогда, что в их компетенции?

При встрече заместитель УГАСК Кайыржан Жаксымбетов не смог дать четкого ответа. «Ну, я сейчас точно не могу сказать, этот акт нами выдан или не нами, — говорил Жаксымбетов. — Этот акт выдан департаментом государственного архитектурно-строительного контроля». Но на документе четко написано, кем и когда он выдан.

Но Жаксымбетов продолжал: «Ну, а как эксперт я не могу дать вам ответ, потому что я не эксперт, я — строительный инспектор...»

Юрист совместно с обществом инвалидов войны в Афганистане отправили письмо в Департамент Министерства труда и социальной защиты населения с просьбой проверить здание БЦ «Сэт» и другие здания на соответствие требованиям строительных норм Республики Казахстан. Ответа так и не получили. Автору статьи в комментариях также было отказано.

Начальник отдела контроля трудового законодательства в строительной отрасли при Департаменте Министерства труда и оциальной защиты населения РК по городу Алматы Олег Карабут мотивировал свой отказ отсуствием времени.

Запись на диктофон: «Все интервью через директора. У меня нет времени».

Сергей Махашев уверен в том, что районные акиматы, акимат города Алматы работают не в соответствии со своими возможностями. «У нас маслихаты, парламент вырабатывает законы, принимает решение. А акиматы, получается, не исполняют».

По словам Сергея Махашева, они написали в 1000 с лишним организаций письма с просьбой исполнить закон РК, обеспечить доступ для ЛОВ. «Где-то, ну, наверное, 10-15 организаций нам ответили. Остальные все отмолчались. Но ответы тоже были достаточно интересным, у нас инвалидов никогда не было, когда будут, что-нибудь придумаем, сделаем. В основном так отвечают ВУЗы», — сказал Махашев.

Был отправлен запрос и в УГАСК с просьбой направить специалиста в области архитектуры и градостроительства на предмет проверки здания на соответствие нормам, в том числе, БЦ «Сэт». Но в лице специалиста из УГАСК пришел юрист, который, конечно же, не смог ответить ни на один интересующих инвалидов вопрос.

«Это очень актуальная тема у нас в Казахстане. Вообще, я нигде не слышала, что для них созданы условия. У нас не показывают никаких передач и программ. Я ни вижу, что чиновники что-то делают. Это не чувствуется!» — сокрушается один из инвалидов.

Идет ли человек в магазин, на работу, в супермаркет, отдохнуть, расслабиться, почти везде нет доступа, это как табличка с надписью «Вход с животными запрещен», так и для ЛОВ, вход запрещён!

В статье 25 закона Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов» четко сказано, что все физические и юридические лица обязаны предоставить доступ для людей с ограниченными возможностями. А статья 17 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» гласит, что не обеспечение доступа для людей с ограниченными возможностями в процессе строительства и последующей ее эксплуатации является нарушением закона. Но пока мало кто исполняет эти законы. И людям с ограниченными возможностями приходится самим бороться за их верховенство.

Маржан Жумагазина

Источник: ca-oasis.info