Архив:

Особенный подход

Многие трудности преодолимы, если семья не замыкается на собственных проблемах

Догнать своих сверстников, а в дальнейшем получить возможность пойти в обычный детский сад и общеобразовательную школу позволяет малышам с особенностями развития социально-психологическая модель «Портаж».

Шаг за шагом

С появлением ребенка жизнь семьи значительно меняется, особенно если у малыша – серьезное заболевание. Последнее не понаслышке знает жительница Рязани Татьяна Сидорова.

В полтора года у ее дочери впервые случился приступ эпилепсии. С этого момента стало ясно, что ребенком необходимо серьезно заниматься. Тем более что врачи помимо эпилепсии поставили девочке еще и задержку психоречевого развития.

Татьяна начала искать различные возможности, чтобы помочь своему ребенку. «Два раза в год проходим курс лечения в стационаре, в остальное время практически ежедневно занимаемся с логопедом и психологом, недавно начали посещать бассейн», – рассказывает она.

Примерно два года назад Татьяна Сидорова узнала, что существует социально-психологическая модель «Портаж», которая как раз и направлена на развитие и социализацию детей с ограниченными возможностями. Суть этой модели заключается в том, что посредством многократных повторений действия ребенок постепенно учится, развивается и приобретает ранее недоступные навыки.

«Портаж» предусматривает участие в процессе реабилитации малыша целой команды: как специалистов и руководителей проектов, владеющих методикой, так и специально подготовленных волонтеров из числа студентов – будущих психологов, медиков, логопедов и педагогов. При этом одну из главных ролей в обучении играют родители. Они ежедневно должны отрабатывать с ребенком тот или иной навык.

Татьяна обратилась за помощью в Институт педагогики, психологии и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина, где создан волонтерский отряд, работающий по модели «Портаж». «Когда в семье есть такой не совсем обычный ребенок, многие родители поначалу теряются и не знают, что делать, поэтому очень важно чувствовать поддержку со стороны», – говорит Татьяна Сидорова.

Взаимное получение опыта

Раз в неделю домой к Сидоровым приходит портажный работник – студентка-третьекурсница Института педагогики, психологии и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина Дарья Скопцова. Она занимается со своей подопечной, а также обговаривает с ее мамой, какой навык предстоит отработать на следующей неделе.

За то время, что девочка учится под наблюдением специалиста по «Портажу», она стала более самостоятельной, начала, к примеру, сама одеваться, завязывать шнурки, мыть руки с мылом. Конечно, для здорового четырехлетнего ребенка такие навыки вполне типичны, но для малыша, имеющего отклонения в развитии, – это настоящая победа.

У Дарьи Скопцовой в настоящее время – трое подопечных. Прежде чем начать заниматься с ними, она изучала особенности каждого ребенка, его предпочтения и интересы.

Дарья признается, что модель «Портаж» интересна ей прежде всего тем, что дает возможность на практике познакомиться с будущей профессией: «Я учусь на логопеда, поэтому в дальнейшем наверняка придется сталкиваться и с детьми с ограниченными возможностями».

Заметим, социально-психологическая модель «Портаж» ни в коем случае не может заменить для ребенка занятия с узкими специалистами – логопедами, психологами, дефектологами, – но является хорошим дополнением, направленным на закрепление результата. Большим плюсом для родителей является и тот факт, что услуги портажного работника совершенно бесплатны.

P.S. Первыми в регионе по модели «Портаж» стали работать специалисты Рязанского дома ребенка. Затем эту модель взяли на вооружение в Елатомской коррекционной школе-интернате. Через какое-то время «Портаж» начали применять в работе с семьями, имеющими детей с особенностями развития, студенты-волонтеры на базе РГУ имени С.А. Есенина. В настоящее время эту модель курирует автономная некоммерческая организация «Обещание».

Ольга Трубушкина

Источник: rv.ryazan.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ