Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Слабовидящие дети освоят компьютер с помощью уникального прибора

Второклассник Артем Гордубей учителя не видит, но слышит или ориентируется по запаху. А все потому, что у мальчика зрение всего 4% (следствие послеродовой травмы). Азбуку Артем изучал при помощи пальцев: для слабовидящих детей специально изготавливают алфавит, где буквы имеют шероховатую или бархатистую поверхность, чтобы их могли почувствовать детские ручки. Когда мальчик хотел что-либо написать, то в буквально смысле слова ложился на стол - по-другому он ничего не мог видеть. Сегодня Артем Гордубей - ученик Одесской школы-интерната №87. Он читает текст на расстоянии 50-60 см и пишет, как и его вполне обычные сверстники, хотя процент зрения у мальчика остался тот же.

Именно в эту школу компания «Киевстар» совместно со Всеукраинской общественной организацией «Научное общество инвалидов «Институт социальной политики» передала накануне 2009 года специальное оборудование в рамках благотворительной инициативы «Для людей, для страны».

Завуч школы Наталья Руднева считает, что дети с проблемами зрения (особенно если оно составляет всего несколько процентов) с самого начала оказываются в неравных условиях по отношению к своим сверстникам. Им гораздо сложнее научиться писать, читать, пользоваться бытовой техникой, смотреть образовательные телепрограммы... К таким ученикам нужен особый педагогический подход - не только в плане учебы, но и в плане воспитания их полноценными личностями. Ведь если раньше государство заботилось о выпускниках подобных школ, давая централизованное распределение в последующие учебные заведения, устройство на работу, обеспечение жильем, - то в сложившихся социально-экономических условиях детям приходится в основном полагаться на свои силы. Чтобы конкурировать с физически полноценными сверстниками, выпускники таких школ-интернатов должны иметь более глубокие знания, умения и навыки.

«Огромную помощь нашим детям в освоении учебного материала оказывают технические приспособления, - прежде всего, прибор Prisma, который предназначен для чтения книг, изучения фотографий, схем, предметов, сопровождения написания текстов зрительным контролем по монитору», - отметила Наталья Руднева. Она рассказала, что в школе активно внедряется тифлотехника (от греческого слова тифлос - слепой). Это технические приспособления, которые работают приблизительно, так как работает квалифицированный наборщик текста - «вслепую». Они дают инвалидам по зрению возможность полноценно работать, учиться, отдыхать. В этом отношении роль прибора Prisma, подаренного школе компанией «Киевстар», трудно переоценить. Мало того, что он увеличивает текст до таких размеров, что его видят люди с несколькими процентами зрения, но еще и позволяет формировать устойчивые навыки работы с компьютером у самых маленьких школьников.

По словам Натальи Рудневой, у детей с проблемами зрения сильнее, чем у других, развиваются другие чувства: слух, осязание, - поэтому выпускники школы зачастую продолжают учебу в музыкальных заведениях, становятся отличными массажистами. Однако наиболее современной и востребованной сегодня является профессия программиста. Да и в целом без качественного овладения компьютерной техникой молодежи сейчас сложно достичь успехов. Поэтому с помощью прибора Prisma дети с самых первых дней относятся к компьютеру, как к надежному помощнику и другу. У них появляется и желание, и необходимость повышать уровень общения с современной техникой, что в перспективе может сделать их хорошим специалистами в компьютерной сфере. «Компьютером сегодня детей заинтересовывать не надо - они сами к нему бегут и тянутся. То, что чрезмерная работа за монитором вредна и для здоровых людей, знают все. Еще раз повторюсь: суть наших методик, и в целом тифлотехники, - научить слабовидящих работать без напряжения или даже без участия зрения», - заявила Наталья Руднева.

Директор школы Людмила Анфимова, учитель высшей категории, отличник образования Украины, тифлопедагог, отметила: «Хорошо известно, как сегодня живется бюджетным организациям; тем более - в сфере образования. Без помощи компании «Киевстар», многих других меценатов и спонсоров нам было бы очень тяжело иметь такие учебные кабинеты для детей, организовать четырехразовое питание, работу многочисленных музыкальных, художественных, спортивных кружков». Она рассказала, что уже сейчас около 20 учеников школы практически не могут обходиться в учебе без такого прибора, как Prisma. «Мы благодарны всем, кто помогает нашим детям», - отметила Людмила Анфимова.

Одесская школа-интернат №87 для детей с проблемами зрения в свое время была первым подобным учебным заведением в Украине. Ее история начинается в 1951-1952 годах. Тогда детей, в большинстве своем сирот, потерявших родителей во время войны, после лечения в Институте имени Филатова направляли в одесскую школу-интернат для дальнейшей реабилитации, врачебного наблюдения и учебы. Сейчас школа старается идти в ногу со временем, воспитывать учеников, которые не потеряются и найдут свое место в жизни. Ведь ее школьники ничем не хуже по своим способностям, чем сверстники в обычных школах.

Артем Гордубей во втором классе читает 70 слов в минуту - это норма для третьеклассников с хороших зрением. Конечно, не все свои способности слабовидящие смогут реализовать. Ведь мечтает ребенок стать моряком, как и его отец. Хотя - кто знает: может, к тому времени или медицина, или наука дадут шанс людям с ограниченными физическими возможностями освоить ранее недостижимые для них профессии. Особенно если рядом будут люди, готовые и имеющие возможность помочь детям.

Юрий Ковальский

Источник: «Репортер»