Архив:

Общественный транспорт для инвалидов

Если в инвалидной коляске необходимо добраться куда-нибудь недалеко от дома (в магазин, местную поликлинику, на рынок), то с горем пополам это еще можно сделать, не взирая на многочисленные бордюры, ступеньки и узкие двери. Практически все маршруты у себя в микрорайоне я уже изучил досконально и знаю там каждую яму, бордюр и проезд. Некоторые места стараюсь заранее объехать, где-то помогут прохожие, а несложные препятствия можно и перепрыгнуть, благо на рычажке это сделать легче, чем на активке. Но если возникает необходимость поехать куда-то далеко от дома, то выход только один - легковой автомобиль и помощь кого-то из сопровождающих, который сможет помочь пересесть в машину. В подавляющем большинстве случаев ни автобусы, ни троллейбусы и другой общественный транспорт для колясочников не приспособлен.

Кое-кто все-таки умудряется попасть в автобус, трамвай или троллейбус, в которых нет поручней на входе при помощи окружающих или попросив водителя подъехать вплотную к высокому бордюру, но это скорее исключение из правил и большинство спинальников вынуждены в инвалидной коляске преодолевать значительные расстояния, чтобы добраться в нужное место, да не всегда это и возможно, попробуй километров 10 покрутить колеса и в следующий раз охота отпадет.

Судя по заверениям чиновников проблема уже активно решается и скоро общественный транспорт будет специальными подъемниками и даже появятся автобусы и троллейбусы с низкой платформой, чтобы в него можно было попасть на инвалидной коляске. Во всяком случае в Москве к 2015 году весь общественный транспорт обещают приспособить для перевозки инвалидов. Весь - это вряд ли, но очень похоже, что московским колясочникам будет полегче. Возможно, это сделают и в других крупных городах России и стран бывшего Союза. В настоящее время в некоторых крупных городах такие автобусы уже есть, но их очень мало. В Москве для колясочников оборудованы и некоторые станции метро, но даже там не все колясочники могут ими воспользоваться из-за несоответствия ширины швеллеров и расстояния между колесами у разных типов и моделей колясок, высокого угла наклона пандусов, одностороннего размещения перил. Еще больше не приспособлен для колясочников железнодорожный транспорт - попасть в вагон можно только при помощи окружающих (если до этого вагона вообще удастся добраться по многочисленным ступенькам, переходам и турникетам). Попасть в вагон можно только с высокой платформы, но и здесь расстояние между платформой и вагоном слишком велико, чтобы преодолеть его без посторонней помощи. Большинство колясок не проходят в коридоре вагона и попасть в купе можно только отстегнув колесо (если такая возможность предусмотрена конструкцией коляски), а для этого, опять же, нужна помощь окружающих. О посещении туалета даже речи не идет. Некоторые питерские поезда оборудованы одним купе для колясочников и сопровождающего. В Украине есть около десятка вагонов, оборудованных специальными подъемниками и приспособленных для колясочников, но заказывать такой надо за 2-3 месяца, да и используют их лишь на некоторых маршрутах.

Говорить о том, что ситуация улучшится в ближайшем будущем, было бы верхом оптимизма, но отрицать некоторые сдвиги в этом вопросе тоже было бы неправильно. Возможно, в ближайшем будущем и появятся автобусы, троллейбусы и железнодорожные вагоны, приспособленные для колясочников, но вряд ли их будет достаточно, да и «грозит» это лишь крупным городам. Гораздо более перспективным направлением в решении вопроса о пользовании общественным транспортом инвалидами в колясках является использование микроавтобусов со специальными подъемниками для инвалидных колясок. Это будет намного дешевле для городского бюджета, чем закупать автобусы с низкой платформой или специальным подъемником и использовать их можно исключительно для колясочников, что гораздо эффективнее в плане вложения средств. Во многих городах сейчас появилась служба «Социального такси» для людей с ограниченными физическими возможностями, где поездка частично оплачивается из городского бюджета или предоставляется определенное количество поездок в месяц. Для большинства колясочников это стало чуть ли не единственной возможностью попасть в больницу, кинотеатр, стадион, да и просто в гости к друзьям поехать. Работа службы социального такси далека от совершенства из-за довольно сложной процедуры приобретения талонов, ограниченного времени работы, нехватки машин и т.д., а в большинстве населенных пунктов об этом даже не слышали. Однако если в ближайшее время и будет решена проблема общественного транспорта для инвалидов, то, скорее всего, именно подобным образом, т.к. обещание выпустить на маршруты специальные автобусы и троллейбусы выглядит очень уж маловероятным.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ