Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

По Смоленску в инвалидной коляске

Пока тебя не коснется проблема доступности транспорта, больниц, поликлиник и даже магазинов, не поймешь, насколько бывает сложно сделать, казалось бы, легкую вещь – проехаться на трамвае. Буквально перед новогодними праздниками администрация города Смоленска устроила показательное мероприятие – продемонстрировала возможности новых низкопольных троллейбусов, приспособленных для инвалидов-колясочников. Им почти самостоятельно удалось погрузиться в транспорт. Праздники прошли, и «НК» решило проверить так ли все благостно, как рапортуют местные власти.

Задача для практического решения – насколько реально человеку, прикованному к инвалидной коляске, добраться из точки А в точку Б без помощи родных и друзей. Решить эту задачу согласился 19-летний Александр Озолин. В инвалидную коляску он попал недавно, но во всем пытается остаться самостоятельным и независимым от посторонней помощи.

А пандусов-то и нет

Свой путь по Смоленску мы начали с трамвайной остановки «Камерный театр». Решив попасть в центр города, ждем специальный низкопольный трамвай, один из тех, которые закупил город как раз для маломобильных граждан.

Веселый оранжевый трамвайчик приехал примерно через полчаса. Александр, как и договаривались, подъехал к открытым дверям и остановился. Наблюдаем за водителем. Она спокойно следит в зеркало заднего вида за посадкой пассажиров. Народу немного, сидящего в коляске молодого человека видно хорошо. Никакой реакции. Не выдерживаю, подхожу к передней двери.

– Девушка, тут человек на коляске. У вас пандусы есть? Работают?

– Нет.

– Не работает или нет?

– Нет!

– Вы можете нам помочь?

– Нет!!!

Не желая упускать трамвай, попросили помощи у пассажиров. Они же помогли и при выходе через пару остановок.

Для галочки

Как выяснилось, в кинотеатрах Александр не бывает. Ни в один из них он не может попасть. Даже установленный недавно пандус у «Современника» не порадовал. Как не пытался Александр, но колеса его инвалидной коляски не попадают в желоба пандуса.

Оставив бесплодные попытки, решили прогуляться до площади Победы. Рассчитав удобный путь, Александр двинулся по улице Октябрьской революции – на проспекте Гагарина у «Гамаюна» проехать довольно сложно.

Все здания на Октябрьской революции от Николаева и до Дзержинки недоступны для инвалида-колясочника. За исключением одного – здания областной администрации. Там и пандус, и перила есть. Остальные пандусы на этом участке улицы установлены «для галочки». Например, у магазина одежды. Там в центре заездной дорожки вырос столб. Или у аптеки – короткий пандус под довольно большим углом наклона, перил вообще нет. Плюс – расстояние от него до соседнего крыльца настолько мало, что коляску там точно не развернуть.

Кругами через дороги

Маршрут наш пролегал дальше мимо городской администрации, по Блонье, мимо ЗАГСа. «Вот туда я тоже вряд ли попаду», - с горькой улыбкой заметил Александр. «Почему? Не с кем?», – интересуюсь осторожно. «Да нет, – разъясняет он. – Там везде ступени».

Мы специально зашли в ЗАГС со двора. Да уж, порадоваться нечему. Не только в торжественный зал закрыт вход инвалидам на колясках. Даже в само здание не подняться – высокие, непонятно для чего устроенные бордюры останавлены сразу после калитки.

Подземный переход на площади Победы был обязательным пунктом в планах нашего эксперимента. Помня о недавно установленной там платформе для инвалидов-колясочников, мы решили проверить ее в действии. Подошли с нужной стороны, приготовились нажать кнопочку… А кнопочки-то и нет. Смоляне, проходившие в этот момент мимо, предлагали парню спуститься по железным направляющим. Как объяснил потом Александр, однажды он это пробовал. Правда, ему помогали три человека – иначе там не удержаться.

В результате к трамвайной остановке мы шли по кругу – несколько наземных пешеходных переходов.

Дорога домой

Казалось бы, эксперимент закончен. Но не тут-то было. Вагоноважатая первого из низкопольных трамваев, идущих в нужном нам направлении, повергла нас в шок. На вопрос, есть ли пандус, ответ был отрицательным. Уже не удивляясь, мы собрались попросить пассажиров о помощи. Но не успели – двери трамвая закрылись прямо перед Александром. Транспорт, которого мы ожидали не менее 20 минут, уехал.

В следующий трамвай мы все же попали – с помощью все тех же пассажиров. Водитель, на этот раз мужчина, на вопрос как нам попасть в трамвай, развел руками. Но помощь свою не предложил.

Вариантом приемлемого пандуса Александр назвал конструкцию в МЧС.

– На самом деле, угол наклона не столь важен, – поясняет он, наглядно демонстрируя, как он заезжает в здание. – Конечно, когда он приближается к 45 градусам, это уже немыслимо. И все же самое важное – наличие перил. Их для удобства должно быть две. Попробуйте сами заехать на пандус, подтягивая себя и коляску только с одной стороны.

Итоги эксперимента

Выводы, к сожалению, далеко неутешительные: инвалиду-колясочнику, несмотря на позитивные рапорты властей, из точки А в точку В добраться можно только на собственной коляске. Да и то, если по дороге не попадется непреодолимое препятствие в виде высокого бордюра. Магазины, аптеки, кинотеатры, театры – это все недоступно. В Смоленске инвалид, сидящий в коляске, в лучшем случае может только в своем дворе подышать воздухом. Да и то, если к крыльцу пристроят пандус, а в подъезде уже есть лифт.

Редакция «НК» обратилась в некоторые организации с вопросом о пандусах.

Аптека на улице Октябрьской Революции: «Да, мы в курсе этой проблемы. Планируем перестроить пандус. Но для всех, кто не может сам попасть в наши аптеки, у нас есть служба бесплатной доставки».

Управление капитального строительства: «Подземный переход на площади Победы еще не сдан в эксплуатацию, но подъемник работает. Пульт от него находится у охранников. Думаем, что конструкцию надо доработать – кнопки вызова охранников не предусмотрены».

Трамвайно-троллейбусное предприятие: «Пандусы есть во всех низкопольных трамваях. Но конструкция тротуаров не позволяет ими пользоваться, для этого необходимо построить на остановках специальные возвышения. В настоящее время все водители предупреждены о том, что в их обязанности входит помощь инвалидам-колясочникам, организация такой помощи со стороны пассажиров».

К слову сказать, жалобу на водителя трамвая, закрывшего дверь перед носом пассажира-инвалида, рассмотрели в кратчайшие сроки.

Валерия Леснова

Источник: province.ru