Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Не все мечты сбываются?

Наверное, ни для кого не секрет, что в последние несколько лет так называемый «уровень безработицы» мало-помалу начинает сокращаться. Однако стоит лишь взглянуть на объявления типа «требуются…», становится понятно, что сегодня востребованы не столько юристы и экономисты, сколько люди, имеющие рабочую специальность. И здоровому человеку, в общем, не составляет труда найти работу сварщика, каменщика или слесаря.

А вот что делать тем, у кого со здоровьем проблемы? Тем, кто недостаточно хорошо слышит или имеет слабое зрение? Что они будут делать, когда закончат свои специализированные (коррекционные) школы? Жить на крохотную пенсию и, чувствуя себя обузой для окружающих, горевать над своим несчастьем?..

Когда-то существовали целые артели инвалидов. Кроме того, многим предприятиям (особенно легкой промышленности) вменялось в обязанность трудоустройство тех инвалидов, чьи отклонения в зрении или в слухе были минимальными. Но сегодня эти люди могут рассчитывать только на себя. Конечно, и в наши дни официальные структуры разрабатывают и вводят подобные квоты. Однако, похоже, без большого успеха. Где же выход?

Во время визита в Хакасию уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова он посетил школу-интернат для слабослышащих детей. Там он произнес слова, которые, на мой взгляд, должны стать незыблемым правилом для всех, кто занимается данной проблемой: «Необучаемых детей нет!». Это значит, что каждый ребенок, выходящий из стен специализированных образовательных учреждений, должен иметь какую-либо специальность. Тем более, что природа – и в этом не раз пришлось убедиться лично! – «ущемив» ребенка в слухе или зрении, щедро наградила его другими достоинствами, можно даже сказать – талантами. Значит, надо развивать эти качества, не дать им «уйти в песок». Только такой подход может обеспечить воспитанникам реальное будущее или, говоря ученым языком, интегрировать их в современное общество.

Именно этот процесс и называется социализацией. А о том, как он должен осуществляться практически, мы разговариваем с директором РГОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат I-II видов» Ларисой Тыльченко.

– Лариса Васильевна, вы недавно приняли участие в «круглом столе», проводимом «Учительской газетой». Какие основные вопросы поднимались во время дискуссий?

– Главный вопрос – дети с ограниченными возможностями здоровья и готовность общества принять их в качестве полноценных членов социума. А что это значит? Это значит, что они должны иметь в руках дело, чувствовать свою востребованность. Почему-то считается, что профессия и специальность – это одно и то же. Но вот, допустим, обучили парня профессии каменщика. Здоровый человек пойдет на большую стройку, а слабослышащего туда едва ли возьмут. И, в общем, руководство строительных фирм можно понять: кому нужна лишняя ответственность и разборки с инспекцией по охране труда? Но «наш» каменщик может не лазить по строительным лесам, а класть печи, камины. Только нужно его научить, что у нас уже делается. Мальчишки выкладывают настоящие камины пока из различных подсобных материалов, но все по правилам, выводят колено для дымовой тяги и так далее.

Когда-то в каждой уважающей себя деревне был свой печник, кузнец и… шорник. Не знаете, что это такое? Это человек, делающий упряжь для лошади: хомуты, вожжи, чересседельники и прочее. А ведь сегодня даже городские жители имеют в хозяйстве лошадей, тем более – сельчане, фермеры, некоторые целые табуны содержат. Думаю, если появится такой «узкий» специалист, он без работы не останется. Таким образом, для него решаются сразу две проблемы: самореализация и умение зарабатывать.

Еще один пример. Сегодня многие люди наряду с импортным мебельным ширпотребом с удовольствием используют эксклюзивную резную мебель. Наши мальчишки под руководством Степана Антоновича Чертыкова вырезают на полированных досках целые сюжеты. Когда мы показали эти изделия Павлу Алексеевичу Астахову, он так восхищался, что мы просто не могли не подарить выбранную им картину. Вот что значит «толковые руки». К примеру, когда школа участвовала во Всероссийском конкурсе на тему «Семья», условие было одно: при изготовлении использовать только подсобные материалы. Наши дети из ниток, листьев и березовых «сережек» сделали такую «семью»: петух, курица и цыплята – и стали лауреатами. Сколько учреждений в этом конкурсе участвовало, а победителями стали ребята из Хакасии.

– И проявили не только умение, но и фантазию?

– Совершенно верно. Вообще, если приглядеться, наши ребятишки очень настойчивы в достижении поставленной цели. Или, как нынче говорят, упертые. Только эту цель нужно для них определить. А это задача не только школы, но и родителей. Однако нельзя всех стричь под одну гребенку. Дети с ОВЗ способны не только класть печи или шить наволочки, они могут осваивать и высокотехнологичные специальности. Кстати, об этом тоже шел разговор в редакции «Учительской газеты».

– Давайте вернемся к реальности. Чтобы научить любому ремеслу, нужно иметь так называемый «расходный материал». Те же доски, к примеру…

– А у нас надежные спонсоры. Благодаря их помощи, мы за восемь лет на материалы для уроков труда ни копейки не потратили. Нам многие помогают. АО «Электрические сети» (О.В. Марков), фирмы «Власта» (В.М. Верхотуров) и «Власта-инвест» (О.А. Середа) , «Силуэт» (Л.П. Безлепкина), Росбанк – всех и не перечислишь. Большую помощь в организации отдыха детей оказывает В.М. Дудич. Спасибо им огромное!

– А вот если бы трое-четверо ваших выпускников собрались и организовали свою небольшую фирмочку. Типа «Бюро мелких услуг». Мальчишки могут обувь ремонтировать, печи класть, стекла врезать, девчонки шитьем заниматься. А то ведь у нас сегодня в любой мастерской юбку подшить – полторы сотни отдать надо. Такое возможно?

– Именно на это и направлена специальная программа профильной и предпрофильной подготовки «25 навыков и умений». Согласно ей, за то время, пока ребенок проходит обучение и реабилитацию, ему нужно дать в руки конкретное ремесло. Потому что самое главное – даже не заработок, а чувство нужности, а не униженности. Понимание того, что он может приносить пользу, а не прозябать от пенсии до пенсии.

…Да еще если бы правительство помогло, выделив «начальный капитал» в виде гранда на развитие малого бизнеса. Может, кто-то скажет: «Мечта!». Но иногда мечты имеют свойство сбываться…

Марина Юрьева

Источник: shans-online.com

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ