Архив:

"Доступная среда" для инвалидов: проблема Закона

В августе 2011 г. Правительство РФ сообщило о выделении почти 50 млрд. рублей на государственную программу "Доступная среда" по созданию к 2015г. необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к важнейшим объектам социальной сферы. Ратификация Конвенции послужила стимулом активизации совершенствования российского законодательства о защите прав инвалидов, что подтвердило Правительство РФ: "Мы уже сейчас приступили к адаптации внутреннего законодательства под эту Конвенцию. Работа началась и предстоит внести около 50 поправок"1. Казалось бы, абсолютно благостная картина: на пути инвалидов сметаются все барьеры. Однако реальность выглядит иначе.

В чем проблема?

Проблема в российском законе и практике его применения. В данном случае, речь идет о содержании п. 3 ст. 11Федерального Закона, который предусматривает льготы для инвалидов при поступлении в ВУЗы. Однако среди перечисленных - дети-инвалиды, инвалиды 1 и 2 группы. Чтобы понять "эффективность" этой статьи Закона необходимо рассмотреть отдельно каждую из названных категорий.

Итак, прежде в тексте говорится о льготах детям-инвалидам. В современной юридической литературе, рассчитанной на широкую читательскую аудиторию, записано, что категория ребенок-инвалид устанавливается в возрасте до 18 лет.2 А причина - инвалид с детства "определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступил до достижения 18 лет. Указанная причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным, этиопатогенезу заболеваний или последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных утверждений, у инвалида в возрасте до 18 лет имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности.3 (выделено - БНМ)" Выделенный фрагмент свидетельствует, что эта категория занимает особое место, так как врожденные патологии предполагают с детства отсутствие того, что ныне называется равенством "стартовых возможностей", определяющих дальнейшую судьбу. Это период, когда идет борьба за жизнь и здоровье - безусловный приоритет для родителей.

Таким образом, следует признать, что причина инвалидности с детства определяет бессрочный характер последствий не только для здоровья, но и возможностей получения образования. Именно в результате стойких ограничений жизнедеятельности по перечисленным ранее показаниям стала обычной практика отставания от сверстников, более позднего поступления и, следовательно, окончания школы.

Отсюда недоумение родителей - их дети - инвалиды с детства, лишаются льгот на поступление в ВУЗ еще до получения среднего образования. 4 Следующая категория - инвалиды первой группы. Известно, что критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким и значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, которые приводят к способности:
самообслуживания третьей степени
передвижения третьей степени
ориентации третьей степени
общения третьей степени
контролировать свои действия третьей степени
обучения третьей степени
трудовой деятельности третьей степени
Для четкого представления вышеизложенного необходима следующая справка: стойкие нарушения организма имеют три степени выраженности. Третья степень представляет собой полную неспособность к трудовой деятельности. Инвалиды первой группы нуждаются в постоянной посторонней помощи.

Остается последняя категория - инвалиды второй группы. Стойкие нарушения организма инвалидов второй группы характеризуются второй степенью выраженности. Они могут обслуживать себя.

Пункт 3 ст. 11 упомянутого Закона свидетельствует о том, что в существующей редакции он не способствует реализации государственной программы "Доступная среда". Средневековая концепция, которая призывала христиан "сносить немощь бессильных", не отвечает требованиям современной эпохи. Непременным условием, обеспечивающим беспрепятственный доступ для инвалидов к важнейшим объектам социальной сферы, является достойное образование, что определяет настоятельную необходимость совершенствования российского законодательства о правах инвалидов в области высшего образования. Однако - это проблема перспективы, обозначенной 2015г.

Сейчас год 2012. Начало работы приемных комиссий не за горами. Времени, в условиях заявленной политической воли, вполне достаточно, чтобы решить проблему, которую создали авторы текста этой части Закона и благодарные интерпретаторы от правоприменения. Если в части, касающейся детей-сирот, оговаривается их право на льготы до 23 лет, то причина инвалидности - инвалид с детства - определяет бессрочный характер этого права для детей-инвалидов.

Это - справедливо. Остается либо принять новый закон, либо поправку к существующему закону.

Брестовицкая Надежда

Источник: viperson.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ