Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Социальные проездные. Льготники и транспортники по разные стороны баррикад?

Совсем льготники от рук отбились! Пенсионеры, к примеру, не могут в ближайший магазин за хлебом сходить, общественный транспорт им подавай до места, где этот хлеб дешевле. Инвалиды тоже, чуть что – на автобусную остановку идут. А дети-сироты? Туда же, в другой конец города им нужно, видите ли. Именно такой логикой руководствовалось, видимо, правительство республики, вычеркивая из жизни людей слова «безлимитный проезд» и оставляя только 30 поездок в месяц по новому проездному. Захотите больше – заплатите!

Транспортники было вздохнули спокойно: теперь их ожидает не банкротство, а уменьшение убытков – за каждого льготника получат «копеечка в копеечку». И водители вдруг прозрели: на остановках стали бабушек замечать. Да только забыли, в какой стране живем.

Возмущенные новшеством льготники молчать не стали и вышли на уличные акции протеста. И власть вдруг одумалась. Президент Татарстана в пятницу отменил предновогоднее решение. Справедливость восторжествовала, но при этом, похоже, потонут надежды перевозчиков на спасение бизнеса.

Удивили! Решения республиканских властей могли бы повеселить народ, если бы не казались такими абсурдными. Сначала ввели новые проездные, тем самым одних людей ущемив, другим дав надежду. А потом взяли и отменили.

Огород станет «золотым»

Месяц в самом разгаре, а у Нины Спицыной новый социальный проездной уже наполовину истощился – это при том, что она экономит поездки. Узнав о нововведении, пенсионерка запаслась продуктами, будто война началась. Если раньше искала товары подешевле, объезжая магазины, то в первые недели нового года от такой роскоши отказалась, с опаской ожидая дачного сезона.

– Огород станет для нас «золотым», – грустно вздыхает Нина Ивановна. – Сейчас мы больше дома сидим, а начнется огородный сезон, и проблемы начнутся.

Один только «плюс» усмотрела пенсионерка с новыми правилами – водители перестали проноситься мимо остановок, останавливаются, даже видя ее с тростью.

Шило и мыло

Уже две недели новые синие талончики в ходу. Сами водители-частники признаются: льготников стало меньше, стали беречь поездки.

– Но это до тех пор, пока не доберутся до цветных принтеров, – предполагает водитель маршрута № 109. – Меняем шило на мыло.

Сдача талонами

В четверг, впервые после праздников, в отделе транспорта собрались перевозчики. В ожидании начальника отдела они делились впечатлениями.

– Жители идут и покупают набор талонов везде, где продадут: на почте, в банках. Я и сам попробовал. У меня попросили деньги, только деньги, если бы не напомнил о пенсионном удостоверении, так бы и продали. Нет единой базы, где фиксируются льготники! – слышалось от предпринимателей.

Интересную реакцию вызвали социальные проездные и у водителей. Те, видимо, не надеясь, что получат реальные деньги от государства, пускают талончики в оборот – продают. Пять реальных рублей вместо 15-ти возможных, видимо, выгоднее. Кое-кто талончиками даже сдачу начал выдавать. Опять же, реальные деньги.

– Как у вас по новым проездным? – обратился начальник отдела транспорта и связи исполкома города Марат Хафизов к представителям ООО «Электротранспорт».

– В праздники ездило четыре тысячи льготников в день, в будни – 7,5 тысячи. Мы выполняем большой объем работы, но у нас, получается, льготы лишь по 60 копеек: по проездному билет стоит 11 рублей 40 копеек, а у нас – 12. Какая там экономия? – вздохнул заместитель генерального директора по эксплуатации ООО «Электротранспорт» Рамин Лутфуллин.

7 рублей – не деньги

Об остальных проблемах перевозчики при журналистах говорить отказались, но даже закрытые двери не могли заглушить их громкие возмущенные голоса. Позже Марат Хафизов рассказал: недовольных много. Например, некоторые пассажиры бросают семь рублей и убегают.

– Сейчас право на проезд в общественном транспорте дает либо предъявление льготного талона, либо оплата 15 рублей. Никаких семи рублей за проезд не существует, – напомнил начальник отдела транспорта.

Вот только этим мерам не рады иные льготники, федеральные, которым компенсация за проезд не положена. Одна из наших читательниц рассказывает: с водителем раньше можно было договориться и заплатить половинную стоимость, теперь этого не получится.

Путь к банкротству

В Челнах 120 тысяч пенсионеров, из них 22 тысячи пользуются льготами. Новые проездные купила лишь половина. По информации отдела транспорта, ежегодные убытки транспортной отрасли за недополученные за льготников деньги составляют порядка 200 миллионов рублей.

Реальные цифры можно проследить на примере восьми автобусов «НЕФАЗ», курсирующих по маршруту № 207А. Они оборудованы электронной системой оплаты проезда. С мая по декабрь «НЕФАЗами» воспользовались 1,2 миллиона пассажиров: 551 тысяча за деньги и 673 тысячи – по льготам.

– Бюджетные дотации составили 10 процентов от количества перевезенных льготных пассажиров, – рассказал «Полезной газете» заместитель директора предприятия автомобильных дорог Рубин Ахметов. – Если раньше мы 90 процентов льготников возили бесплатно, сейчас за каждого мы получаем талон, при сдаче которого ждем реальные деньги.

По «региональному стандарту стоимости перевозки льготников» бюджет перечисляет перевозчикам девять рублей с копейками за человека. Льготники наездили на сумму более шести миллионов, а перевозчик за них получил лишь полмиллиона. Больше пяти миллионов остались в графе убытки. И это только на восьми автобусах! А всего в городе их около 800.

По словам главы Минтранса Ленара Сафина, за пять лет обанкротился каждый третий пассажироперевозчик. Поэтому и было принято решение ограничить количество поездок по социальным проездным 30 – именно столько бюджет реально может компенсировать бизнесу. Татарстанские власти призвали равняться на другие регионы, например, на Новосибирск, где подобная практика существует с 2010 года.

Пенсионеры против

Вот только в Новосибирске с 1 февраля 2012 практику эту прекращают – слишком уж много недовольных. Только за последний год прошли десятки митингов несогласных с отменой льгот. Казань подключилась к акциям протеста в начале января. Свою акцию протеста при участии компартии подготовили и в автограде.

– Я считаю: безлимитный проезд пенсионеров должен быть сохранен. Сегодня пенсионеры на свою мизерную пенсию не могут даже постоянно передвигаться, – прокомментировала «Полезной газете» первый секретарь горкома КПРФ Татьяна Гурьева. – Говорят: экономика растет. Непонятно, почему тогда забирают последние льготы у пенсионеров?

Не тут-то было

Не успели челнинцы выйти на акцию, как президент республики поручил отменить постановление об ограничении безлимитного проезда льготников. Теперь правительству нужно изыскать средства для возмещения расходов перевозчиков, а муниципалитетам обеспечить учет поездок льготников.

И что мы имеем? Только было перевозчики порадовались, что порядок появится… А теперь неизвестно, в какой мере им компенсируют перевозку льготников. Да и само население, мягко говоря, в шоке. Радует лишь, что притянутый за уши, но «конструктивный диалог» между властью и народом состоялся. А вообще, абсурд полнейший!

Анастасия Пинаева

Источник: poleznayagazeta.ru