Архив:

Лицо человека вам очень идет

Давно замечено, если прилавок — один, то видов с него всегда два! И каждый зависит от того, с какой стороны прилавка ты смотришь. Со стороны хозяина или со стороны покупателя, просителя, посетителя, в общем, обывателя. Не важно, что их разделяет — прилавок, окошечко, казенный стол или дверь приемной, эти взгляды навстречу все равно не совпадают. Хуже того, они часто входят в противоречия, скандал и недовольство друг другом. Что происходит от равнодушия, лени и нежелания более сильных войти в положение слабых.

Недавний пример. Раздается телефонный звонок, я поднимаю трубку и слышу, мягко скажем, очень гневный женский голос, и при всем этом он явно просит помощи. Немного успокоились, поговорили и выяснили следующую картину.

Семья из далекой деревни, в которой растет ребенок-инвалид, получила бесплатную путевку в один из местных санаториев. Благое дело. Но когда хозяин дома выехал в Абакан и пришел в соответствующую службу, чтобы ту путевку забрать, начались странности.

Один служащий не донес информацию до другого, документы к сроку не были подготовлены, и в результате селянина, оторопевшего от разразившегося на его глазах выяснения отношений двух клерков, выставили за дверь со словами: “Завтра придете! Или по дороге в санаторий заедете!”

И ведь невдомек им, что человеку добраться до Абакана и так стоило массу времени, сил и денег. А если еще по дороге в санаторий делать крюк до Абакана, это и вовсе в пару тысяч рублей выйдет. Понимаю, что для чиновников это гроши, но для деревенской семьи — огромные деньги, выброшенные на ветер.

И я бы дальше с удовольствием продолжил свою гневную тираду, но, к счастью, нашелся начальник отдела, который в данную ситуацию с ходу вник, заставил клерков свои обязанности выполнить и путевку в тот же день выдать. Так что мои звонки шли уже по следам событий, и я только удостоверился, что обратившиеся ко мне люди в итоге не были обижены. За это огромное спасибо!

Но так бывает далеко не всегда. Потому как те, кому повезло оказаться по нужную сторону прилавка, словно забывают, что когда-то сами были людьми с улицы. Да, согласен, поведение многих диктует сама система, и порой инструкция запрещает быть понимающим и человечным. Однако понятия разумности поведения все равно никто не отменял.

По сему поводу еще один пример, касающийся худшего из современных российских приобретений — страховой медицины. Что требует последняя? А то, что все должно идти по утвержденным нормативам, стандартам и расходам. Нарушать их даже не моги.

Но что делать, если вместо положенных 20 человек в день у кабинета врача скапливается толпа вдвое больше? Следовать инструкции и оставить кого-то без помощи или все же поступить по-человечески, учитывая, что за это никто по головке не погладит, а то и вовсе накажут за нарушение стандартов?

Моя мама в последние годы перед пенсией заведовала кабинетом ЭКГ в Аскизской районной больнице и вовремя из него никогда не выходила. Работала ровно до того момента, пока коридор полностью не опустеет.

Я всегда спрашивал: “Зачем?”

Она всегда отвечала: “А ты представь, что человек приехал из Балыксы, Бискамжи, Теи, Усть-Чуля. Что уже тяжело и дорого. Целый день провел в очередях в поликлинике, а еще ему надо успеть на автобус, электричку или сесть в машину к знакомым, потому что в следующий раз они еще не скоро поедут. И тут выхожу я и говорю: прием закончен, мы свой план выполнили, приходите завтра…

Формально буду права, но так нельзя. Тем более что у некоторых завтра может и не наступить!”

Напомню, это говорил человек старой советской закалки. Но чтобы совсем не сгущать краски, замечу, что до сих пор знаю многих врачей, для которых слово “гуманность” и сейчас не пустой звук. Но поколение медиков неумолимо меняется, да и не о них, собственно, речь.

Я все веду к тому, что, находясь по любую сторону любого прилавка, не стоит лишаться таких простых чувств, как доброта и терпение.

Да, приходят, да, задают вопросы, да, многого не понимают, раздражают и вообще мешают работать! Но ты ведь должность занял! Ты на беспокойную (хорошо или плохо оплачиваемую) жизнь подписался! Значит, будь добр — не теряй человеческого лица, ставь себя на место просящего и не верь в придумку злых людей, что доброта всегда наказывается…

Юрий Абумов

Источник: gazeta19.ru