Архив:

Таджикистан: Куда пойти учиться ребёнку с ограниченными возможностями?

Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и их более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.

В Таджикистане в последние годы появилось немало дошкольных образовательных учреждений, внедряющих принципы инклюзивного образования. У идеи инклюзивного образования есть как сторонники, так и противники. Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в Таджикистане только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Что же такое инклюзивное образование и откуда появился этот термин?

Инклюзивное образование (от фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Идея совместного обучения обычных детей и детей с нарушениями зрения, слуха, умственного развития занимала умы передового европейского учительства первой половины XIX века (Франция, Германия, Австрия и др.). В 1970 году в Америке внедряется система, получившая название «Модель «Каскад». Под «каскадом» понимается система поддерживающих социально-педагогических мер, позволяющих ребенку с ограниченными возможностями как можно меньше выходить из «общего потока». Термин этот получает широкое распространение и в нашей стране в 90-е годы ХХ века, когда в США уже перешли на новую терминологию («инклюзия»).

Например, ситуация с инклюзией в РФ, если ее сравнивать со многими странами бывшего СНГ, парадоксально благополучна. Здесь практически все дети имеют доступ к специальному образованию. И усилия тех, кто проводит идеи инклюзии, сосредоточены на том, чтобы предоставить семьям выбор (специальное или общее образование).

А вот как обстоит дело в Таджикистане. По данным ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития): «Многие из детей с особыми образовательными потребностями происходят из групп экономически маргинальных. C раннего возраста они лишены адекватного питания и медицинского обслуживания, доступ к иным услугам может отсутствовать по причине бедности или географической удаленности. Причем речь идет о целом спектре услуг, предоставляемых разными институтами. Если ребенок рожден с физическим недостатком, родители и семья могут быть подвержены общественной изоляции и остракизму. Иногда дети бросают школу, чтобы ухаживать за родственником-инвалидом или зарабатывать необходимые для этого деньги...»

Во многих развитых странах существует практика инклюзивного образования, когда дети с ограниченными возможностями воспитываются и учатся вместе с другими детьми в дошкольных и школьных учреждениях. В Таджикистане такая программа запущена в двух детских садах и школах столицы. Среди детей с особыми потребностями есть и такие, которым врачи ставят диагноз – необучаем. Для родителей – это звучит как приговор. И, тем не менее, родители не опускают руки.

Куда пойти учиться ребёнку с ограниченными возможностями? Для того, чтобы определиться с этим вопросом, родителю необходимо пройти консультацию и обследование в ПМПК (психолого- медико-педагогической консультации).

В столице сейчас действуют две такие консультации: городская ПМПК и республиканская.

«Раньше наша консультация называлась Медико-педагогическая комиссия, в её задачу входило определение детей в специализированные учреждения, согласно поставленному диагнозу. Такие комиссии существовали по всей территории постсоветского пространства. После реорганизации, в 2004 году при поддержке ЮНИСЕФ, МПК была переименована в ПМПК, которая охватывает детей в возрасте с 0 до 17 лет», - рассказала в беседе с корреспондентом НИАТ «Ховар» заведующая Психолого-медико- педагогической консультацией города Душанбе Эльвира Давлатова. Основной функцией данного учреждения является обследование детей, уточнение диагноза, проведение коррекционных занятий, наблюдение за динамикой развития и по необходимости направление этих детей в спецучреждения, согласно поставленному диагнозу и состоянию их здоровья. «На данный момент в столице функционируют коррекционные центры, организованные при помощи международных организаций, многих детей, мы направляем туда. Там дети занимаются по специальной программе, которая помогает им адаптироваться в обществе. Но, эти центры, к сожалению не долгосрочны и действуют в рамках определённого проекта. Также в столице имеются два детских сада с инклюзивными группами – это № 123,151, где вместе с обычными детьми воспитываются и малыши с особыми потребностями, и две школы с инклюзивными классами № 3 и 24, которые работают по программе «Шаг за шагом». Если говорить о специализированных учреждениях, то их также по республике не так много, и все они переполнены: два интерната для детей с нарушением интеллекта, школа-интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в посёлке Хирманак Гиссарского района, там же находится интернат для детей с нарушениями зрения. Есть также школа-интернат для глухих детей в Ленинском районе и интернат для позднооглохших и слабослышащих людей. Кроме того, на территории Республиканской глазной больницы, имеется школа-интернат, где обучаются дети до 5 класса и детский сад № 42 для детей с нарушениями зрения. Если ребёнок адаптируется и показывает положительную динамику развития, то он остаётся в детском саду, если нет, то его отправляют в Национальный реабилитационный центр для детей и подростков «Чорбог», - отметила Эльвира Давлатова.

Для того, чтобы определить ребёнка в то или иное учреждение, специалисты ПМПК проводят полное обследование, ставят диагноз, смотрят общее развитие ребёнка, а же потом совместно с родителями решают, где ему будет наиболее лучше находиться. Не всегда есть необходимость отправлять ребёнка в спецучреждение, достаточно просто наблюдение у невропатолога и проведение занятий на дому по специальной методике. Консультации по таким методикам и беседы с родителями также проводят специалисты ПМПК. Для того, чтобы попасть на консультацию в ПМПК, необходима просто амбулаторная карта ребёнка. Все консультации, обследование и обучение проводится бесплатно. В ПМПК работают специалисты с большим стажем работы: логопед, психолог, дефектолог, педагог, психоневролог. В 2011 году психолого-медико-педагогическую консультацию прошли 1213 человек, приёмные дни консультации: понедельник, среда и пятница. Помимо вышеуказанных функций, специалисты ПМПК дают направление на оформление инвалидности, так как бывают такие случаи, что ребёнок от рождения инвалид, достигнув определённого возраста, не имеет группы инвалидности для того, чтобы получать пособие по инвалидности.

Следует отметить, что в 2011 году стал функционировать Республиканский центр психического здоровья для детей и подростков, который выполняет аналогичные функции ПМПК. Всего в республике, в настоящее время, 9 таких центров. Готовится к открытию областная комиссия в городе Хороге и аналогичный центр в Истаравшанском районе Согдийской области.

Возвращаясь к вопросу специализированных учреждений, действующих в Таджикистане, хотелось бы отметить, что на базе Национального реабилитационного центра для детей и подростков «Чорбог», в рамках проекта «Техническая помощь Программе поддержки секторальной политики в области социальной защиты – Компонент по предоставлению услуг Таджикистану» создаётся учебно-экспериментальный комплекс социальной работы и инноваций, который будет направлен на предоставление качественных социальных услуг и услуг реабилитации детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности, детям-сиротам, детям лишенным родительской опеки, детям из малообеспеченных семей. Как сообщила корреспонденту НИАТ «Ховар» Национальный руководитель проекта Замира Комилова, данный проект был разработан в сотрудничестве между Министерством труда и социальной защиты населения (МТСЗН) и Европейским Союзом (ЕС) для оказания экспертной помощи Правительству Республики Таджикистан в процессе дальнейшего развития и усовершенствования системы предоставления социальных услуг. В частности, данный проект оказывает поддержку МТСЗН в использовании современных методов планирования, управления и предоставления высококачественных социальных услуг широкому кругу уязвимых групп населения. К которым относятся: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, люди с инвалидностью, одинокие и престарелые, и другие, нуждающиеся в заботе и поддержке клиенты. Основными задачами проекта являются: оказать поддержку МТСЗН в разработке стандартов, методологии и улучшении практики предоставления социальных услуг людям с инвалидностью, другим уязвимыми категориями населения в стационарных учреждениях, дневных центрах и при оказании помощи на дому, содействовать МТСЗН в разработке механизмов управления, координации и мониторинга системы предоставления социальных услуг. В структуре управления МТСЗН создан центр передового опыта на базе Национального реабилитационного центра для детей и подростков «Чорбог», который будет распространять лучшую практику социальной работы и проводить обучение (тренинги) для социальных работников и специалистов, работающих с людьми с инвалидностью и другими уязвимыми категориями клиентов.

По данным начальника отдела социального обслуживания по вопросам социальной защиты семьи и детей Министерства труда и социальной защиты населения Соимы Мухаббатовой, на сегодняшний день в республике зарегистрировано 25 тысяч детей-инвалидов с различными патологиями в возрасте от 1 года до 18 лет. «Для детей с ограниченными возможностями в республике, при содействии Еврокомиссии, в Кулябе, Бадахшане, Воссе, Гиссаре, а в этом году и в городе Душанбе организованы Центры дневного пребывания для детей с ограниченными возможностями. Кроме того, есть постоянно действующие дома-интернаты для детей с умственной отсталостью в Пянджикенте, Яване, Б.Гафуровском и Дж. Расуловском районах. При Национальном реабилитационном центре для детей и подростков «Чорбог» создан центр реабилитации детей с различными сложными патологиями, где высококвалифицированные специалисты в течение 21 дня обучают их элементарному: держать ложку в руках, ходить, проводят специализированное лечение и обучение. Такая методика даёт большие результаты, так как вместе с ребёнком в этом центре находится один из родителей, который в дальнейшем продолжает лечение и обучение ребёнка на дому. В год в этом центре обслуживаются до 400 детей.

Немаловажную, даже можно сказать ключевую роль в воспитании, обучении и дальнейшем развитии детей с ограниченными возможностями, играют их родители. Зачастую именно родители являются противниками инклюзивного образования. В 2007 году в городе Душанбе была создана Ассоциация родителей детей с ограниченными возможностями с целью оказания информационной и правовой поддержки тем родителям, которые имеют «особых» детей. «Тогда, уговорить родителей отдать своего ребёнка-инвалида в обычную школу, было очень сложно, сейчас родители всё больше понимают, что их ребёнку будет лучше обучаться вместе со здоровыми детьми, чем находится в специализированной школе-интернате», - сказала руководитель Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями Сабохат Рахимзаде. Сейчас в Ассоциацию входят около 50 родителей. Родители Ассоциации и их дети принимают активное участие в различных мероприятиях, конкурсах для того, чтобы привлечь общественность к развитию инклюзивного образования в Таджикистане. Наряду с детьми с ограниченными возможностями в этих мероприятиях задействованы и здоровые дети. Так как очень важно детям-инвалидам общаться со здоровыми детьми. Два раза в год членами Ассоциации выпускается информационно-познавательный бюллетень «Жить не значит выживать». Благодаря усилиям Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями, в 2011 году 8 детей были отправлены учиться в общеобразовательные школы, так как одной из основных задач Ассоциации является уменьшение количества детей, попадающих в интернаты. В этом же году по всей республике была проведена серия семинаров для соцработников, работающих с детьми-инвалидами и их семьями. «На сегодняшний день в стране функционируют 13 родительских ассоциаций при поддержке Фонда Сороса, которые защищают права и интересы детей с ограниченными возможностями и их семьи, оказывают всестороннюю поддержку по воспитанию, обучению и общему развитию ребёнка. В скором времени при нашем содействии, в Пянджском районе приступит к работе аналогичная ассоциация. Хотелось бы подчеркнуть, что наряду с Ассоциациями родителей детей с ограниченными возможностями в столице также осуществляют свою деятельность Ассоциация родителей детей с аутизмом и Ассоциация родителей детей с синдромом Дана», - сказала в заключении Сабохат Рахимзаде.

Вопрос инклюзивного образования в Таджикистане является в настоящий момент актуальным. В рамках реформирования системы образования, коллегией Министерства образования РТ был разработан и принят Учебный план для школ-интернатов, где учатся дети с ограниченными возможностями, давший уникальную возможность этим детям, которые воспитываются и обучаются в школах-интернатах, получить документ об окончании среднего общеобразовательного учреждения, тем самым наравне со здоровыми детьми иметь равный доступ при поступлении в вузы республики. Более того, соответствующими министерствами и ведомствами был определён перечень норм калорийности продуктов питания для школ- интернатов, который был принят Правительством Республики Таджикистан и представлен для использования в подобных заведениях. В настоящее время достаточно активно ведется работа и рассматривается вопрос об издании книг для слепых, слабозрячих, глухих и слабослышащих детей.

Какова же ресурсная поддержка инклюзивного образования в Таджикистане? В этом плане ведётся определённая работа, но, её, к сожалению, не достаточно. По словам руководителя Ресурсного центра инклюзивного образования Бибихафизы Маджидовой, центр был организован два года назад по помощи Фонда Сороса, и там работают по-настоящему энтузиасты своего дела. В основном центр занимается подготовкой специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями: дефектологов, логопедов, психологов. В центре под руководством Бибихафизы Маджидовой разработано пособие по основам инклюзивного образования для воспитателей детских садов, учителей, родителей и всех тех, кто занимается вопросами инклюзивного образования в Таджикистане. Более того разработана и успешно внедряется программа учебно-оздоровительного лагеря смешенных групп детей инвалидов и здоровых детей. Лагерь расположен в Варзобском райне и за смену принимает по 30 детей: 10 из которых дети с ограниченными возможностями. «В основном под понятием ресурсная
поддержка подразумевается оказание помощи детям с ограниченными возможностями, их семьям и педагогам, которые с ними занимаются. В настоящее время, мы готовим студентов, будущих логопедов, дефектологов для работы с такими детьми. Кроме того проводим консультации с родителями: как правильно себя вести с особыми детьми, как с ними заниматься, чтобы ребёнок в дальнейшем смог адаптироваться в нормальной среде. Большая часть детей, которым мы оказываем помощь, это дети с речевыми отклонениями, наши специалисты проводят занятия по речевому развитию», - прокомментировала Бибихафиза Маджидова. В Таджикистане была недавно утверждена Национальная концепция инклюзивного образования, которая обязывает все министерства и ведомства сконцентрироваться и сплотиться на решении проблемы инклюзивности в Таджикистане. «Отрадно, что концепция по инклюзивному образованию, в разработке которой специалисты нашей кафедры дошкольного воспитания Таджикского Педагогического Университета, принимали активное участие, была поддержана со стороны Правительства РТ. Ээто один из успешных шагов, который был сделан в этом направлении», - завершила Бибихафиза Маджидова.

Не стоит забывать, что инклюзивное образование - это необходимое требование сегодняшнего общества.

Кристина Эрлих

Источник: khovar.tj

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ