Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

"За штурвалом летящего самолета слепой?! Не верю!"

В ноябре 2011 года «ФАКТЫ» рассказывали, о том, что слепой юрист из Киева Владимир Турский начал ездить на автомобиле. Когда он за рулем, рядом находится зрячий штурман, который становится глазами водителя: говорит, в каком направлении вести машину, предупреждает о неровностях дороги… Для поездок выбираются грунтовки, на которых машины появляются крайне редко. Тогда Владимир Николаевич рассказал нам, что будущим летом намерен полететь в Феодосию на гидросамолете — он взлетает с поверхности моря и садится на воду.

На днях незрячий энтузиаст совершил свой первый полет в Макаровском районе Киевщины. Напомним, что Владимир Турский и его друзья — тотально слепой Юрий Войтюк и инвалид-колясочник Олег Полозюк — лауреаты Национальной премии «Гордiсть країни» (проект Фонда Виктора Пинчука, который реализуется совместно с «Новым каналом» и газетой «ФАКТЫ»). Они были награждены за то, что без помощи здоровых людей объездили чуть ли не пол-Индии.

Погода на частном аэродроме стояла солнечная и безветренная. В небольшом двухместном самолете с прозрачной кабиной пилот-инструктор с десятилетним стажем Надежда Брай давала наставления незрячему Владимиру Турскому.

— После нескольких минут общения с Владимиром Николаевичем поняла, что его можно брать в полет, — перекрикивая шум прогревавшегося двигателя, заявила нам Надежда. — Главное требование к любому ученику — чтобы он безоговорочно выполнял команду инструктора и не прикасался без разрешения к тому или иному устройству управления самолетом. У Турского с дисциплиной все в порядке — человек адекватный, к тому же собранный, толковый. Только что я показала ему все, что требуется выполнить в небе, и он безошибочно повторил манипуляции штурвалом. Видите, в кабине два штурвала и две пары педалей. Благодаря этому ученик управляет самолетом под контролем инструктора. В любой момент я могу вмешаться в действия начинающего пилота.

Через пару минут одномоторный самолетик разогнался по взлетной полосе и взмыл в небо. Вскоре он исчез из виду. А когда появился, пронесся низко над аэродромом и поприветствовал нас покачиванием крыльев. «Вот как незрячие могут летать!» — с восторгом сказала мне супруга Турского Мария Владимировна. «За штурвалом слепой?!» — недоуменно спросил стоявший рядом летчик-любитель. «Причем тотально», — подтвердил я. «Не верю!» — выпалил пилот.

Тем временем крылатая машина совершила посадку и подкатила к нам.

— Я облако потрогал! — не скрывая мальчишеского восторга, прокричал Владимир Турский, как только открыл дверь кабины. — Это я помахал вам крыльями, когда мы пронеслись над аэродромом. А высоко в небе Надежда разрешила мне выполнить несколько поворотов, вести машину по прямой. Когда поворачиваешь, возникает ощущение, что тебя усадили на трубу, и она двигается влево или вправо. Мы подлетели к облаку длиной около полукилометра, и я почувствовал, что оно как будто притягивает нас. А затем влетели внутрь небольшой тучки. В кабине есть отверстие, через которое я просунул палец, и он стал влажным.

— Я стал первым в Украине незрячим, управлявшим самолетом, — рассказал Владимир Турский. — За рубежом на подобное решались трое слепых англичан, россиянин и бельгиец. Я сделал это, прежде всего, ради других инвалидов зрения. Ведь многие из них стали затворниками, боятся мира здоровых людей. Я же своим примером доказываю, что и мы можем жить интересной полнокровной жизнью. Надеюсь, это не последний мой полет. Большое спасибо руководителю аэродрома под Макаровом киевлянину Юрию Яковлеву, разрешившему мне сесть за штурвал. Причем денег он с меня не взял. Кстати, самолет, на котором мы летали, сконструирован и построен на частном предприятии Яковлева.

В воздухе со мной была икона для слепых — изображение на ней нанесено выпуклыми точками. Незрячий «сканирует» ее пальцами и внутренним зрением видит Богородицу с Младенцем на руках, а также стопу в нижней части композиции. Это икона Почаевской Божьей Матери, к которой у инвалидов зрения особое отношение. Поясню подробнее. Почаев — святое место на границе Ровенской и Тернопольской областей. Почти тысячу лет назад там молились монахи из Киево-Печерской лавры. Им явилась Богородица. На скале, где она ступала, остался след правой ноги. Эта стопа изображена на иконе. След находится на вершине скалы, тем не менее с него и поныне течет ручеек — подземные воды каким-то чудом туда поднимаются. Научного объяснения этому, пожалуй, нет. В 1457 году в построенный там монастырь пришел помолиться монах из Византии. Остановился у графини Анны Гойской. Прожил у нее две недели, а прощаясь, подарил икону. Кто ее написал и когда, неизвестно. Вначале она находилась в доме графини. Гойская и ее слуги стали замечать, что временами от образа исходит свет. У хозяйки был слепорожденный брат Филипп. Анна поняла, что икона обладает особой силой, поэтому посоветовала брату молиться именно этому лику Богоматери. И свершилось чудо — Филипп прозрел! После этого Анна подарила чудотворный образ монастырю и назначила обители содержание. Икона получила название Почаевской Божьей Матери. Она затем исцелила еще многих людей.

В 2007 году моя жена Мария с благословения церкви создала вариант этого образа специально для незрячих — с помощью точек. Одни из первых экземпляров мы передали в тюрьму для инвалидов, где на то время срок заключения отбывали трое тотально слепых мужчин и столько же женщин. Икона, побывавшая со мной в полете, будет находиться во Всеукраинском центре реабилитации незрячих, который сейчас строим своими силами в селе Мотовиловка под Киевом. Работы там еще предостаточно, и мы с благодарностью примем помощь. Нужны рабочие руки, стройматериалы, деньги… Такой центр очень нужен. Ведь ежегодно зрение теряют сотни людей. Мы будем помогать им справиться со страшным ударом и постараемся научить жить без зрения.

Игорь Осипчук

Источник: fakty.ua

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ