Архив:

Терапия экспромтом

В ТЦ «На Страстном» показали пьесы, сочиненные детьми с особенностями развития

Представьте, дети из самых разных уголков страны собираются вместе на две недели. В начале их учат основам драматургии и театра. Каждый из детей за это время пишет свою собственную небольшую пьесу, которую затем должны успеть выучить актеры. Художник должен успеть придумать декорации для нее, а режиссер поставить, — рассказывает Мария Попова, одна из создателей творческого объединения «Игра 3000». — Последние трое суток перед премьерой проходят у организаторов, постановщиков и исполнителей почти без сна. А после премьеры наступает один из самых трудных для нас моментов: прощания с детьми, которые на наших глазах успели сильно измениться«.

Очередной «Класс мира», собравший в этом году детей с инвалидностью и проходивший в Сочи (совместно с культурной олимпиадой «Сочи-2014»), закончился два месяца назад. А 27 декабря у участников появился повод для новой встречи: спектакль показали в Москве на сцене театрального центра «На Страстном». «Я помню, как мы познакомились с детьми в аэропорту, — вспоминает студентка сценарного факультета ВГИКа Гульнара Сапаргалиева, вместе с четырьмя другими драматургами работавшая с детьми в Сочи. — Это было непросто, поскольку многие из них были вначале сильно замк­нуты, и понадобилось время, чтобы их раскрепостить». Совсем другое дело — бурная московская встреча с объятиями и разговорами, продолжавшимися вплоть до начала спектакля, когда на сцене появился человек в комбинезоне и бейсболке, обмакнул кисть в ведерко с клеем и приклеил к стене афишу. На ней было написано название первой из девяти пьес проекта — «Вернуть город». Автор — Леня Дутиков, мальчик с особенностями развития из Ульяновска.

Запущенный в 2007 году «Класс мира» — это конкурс и одновременно социально-реабилитационный проект, суть которого в совместной работе над спектаклем. Некоторые из детей, принимающих в нем участие, никогда прежде не бывали в театре. Работавшие с ними драматурги Вадим Леванов и Вячеслав Дурненков предложили организаторам позвать молодых режиссеров Юрия Муравицкого, Владимира Скворцова, Павла Баршака, Алексея Розина и Юрия Алесина. Те, в свою очередь, привели за собой художников и молодых актеров, выходящих на сцену вместе со звездами вроде Андрея Мерзликина, Екатерины Волковой и других. Главным режиссером сочинского спектакля стал Юрий Квятков­ский, известный благодаря «чертовски жопонадирательной», по собственному меткому определению, хип-хопере «Копы в огне». Картонные декорации Полины Бахтиной, звуковое сопровождение Елены Кауфман и Сергея Старостина, видео- и компьютерная анимация — все это сделало бы честь любому драматическому спектаклю. И если бы на «Золотой маске» была номинация «Театр как социальный проект», то сочетание отвязности и иронии на сцене вместе с постановочной серьезностью и калейдоскопом самых разных приемов, техник и идей точно сделало бы «Класс мира» одним из главных претендентов на победу.

«Дети, которые попадают к нам через конкурс, литературно одаренные, и мы хотели бы, чтобы проект подтолкнул их продолжать писать. Но и без этого участие важно для них: оно размыкает их обычно очень закрытую среду и заставляет поверить в себя», — говорит Мария Попова.

Впрочем, «Класс мира» — это еще и нечто вроде игры в вопросы к миру, которые дети формулируют в своих пьесах. А отвечают на них постановщики. Например, пьеса двух девочек-подростков об их ровеснице, занимающейся танцами, посвящена ровно тому, что их сейчас волнует: как вести себя с парнями. Они напридумывали испытаний для своей героини, включая несчастную любовь, но умолчали о ее реакции на происходящее. Главную роль в их пьесе сыграла танцовщица и хореограф contemporary dance Анна Абалихина. Пластический жест, которым актриса заканчивает спектакль, трудно сформулировать в словах: это что-то среднее между «странный он какой-то» и «сколько их еще будет». И это общение помимо слов — едва ли не самое важное, что дает участникам проекта театр.

Девять новелл, вошедших в спектакль, затрагивают самые важные для человека темы. Порой трудно поверить, что их написали дети- инвалиды, для которых познание мира ограничено в связи со сложными заболеваниями. Глубине размышлений юных драматургов о любви, верности, дружбе, предательстве, смысле жизни могли бы позавидовать взрослые писатели и даже философы.

Каждая история – отчасти рассказ о себе. Биографии у ребят очень сложные. Даша из Санкт-Петербурга перенесла тяжелую операцию на позвоночнике. Долгое время провела в больнице, заново училась ходить, а о своей мечте – танцевать на сцене – девочке пришлось забыть навсегда. Сейчас Даша, строя планы на будущее, хочет стать драматургом. Ее первое произведение – это история больного мальчика, который постоянно лежит в больницах, и поэтому у него нет друзей.

Четырнадцатилетний Астамир Грабарь, прикованный с детства к инвалидному креслу из-за тяжелой формы церебрального паралича, написал о том, что любит и что ему недоступно - о спорте, Олимпиаде, спортивных схватках. "Я болельщик с семилетним стажем, поэтому о спорте знаю все", – улыбается Астамир.

"Я написал и про Олимпийские игры в Ванкувере, и про чемпионат мира 2010 года по хоккею, и про стыковой матч со Словенией российской футбольной сборной. Я попытался дать характеристику игры наших спортсменов. В рассказе есть даже такие строки: "Меня просто возмущает персональный стиль игры Андрея Аршавина". Все написанное пережито на собственном опыте", - уверяет Астамир.

История этого необычного спектакля началась с простых школьных сочинений. Подросткам с инвалидностью в разных городах России предложили написать рассказ на свободную тему. 146 лучших новелл представили на суд литературного жюри. А уж оно отобрало всего лишь девять рассказов для использования в международном театрально-драматургическом проекте "Класс мира".

Участников этого проекта в октябре пригласили в Сочи. Туда же приехали известные московские актеры, которые исполнили все роли в спектакле. Прибыли и профессиональные драматурги: они дали юным авторам мастер-классы. "Это было удивительное время, которое меня многому научило", – рассказывает Полина Мадосова:

"Я общалась со многими актерами, в том числе и с теми, кто играл мой рассказ. Драматурги давали нам отдельные мастер-классы: объясняли, как правильно писать пьесы, как правильно делать сюжеты, как сделать пьесу неожиданной для зрителей. Они очень помогали нам! Я очень довольна результатом".

Организаторы проекта уверены, что "Класс мира" – это своеобразная арт-терапия для детей-инвалидов, позволившая им выйти из социальной изоляции. Многие после участия в конкурсе поверили в свои возможности и навсегда забыли о том, что чего-то не могут. Например, у Алексея Новикова нет обеих рук, однако юноша уверен, что это не повод отказываться от сокровенной мечты.

"Я мечтаю стать художником, – признался Алексей. – Люблю рисовать природу - разные пейзажи. Конечно, самому мне пока трудно рисовать, но я срисовываю".

Во время премьеры в Москве в зале раздавались смех и горестные вздохи. Зрители словно жили эмоциями авторов постановки. Так что спектакль оказался арт-терапией и для взрослых. Ведь у детей-инвалидов есть чему поучиться – прежде всего мужеству и терпению в преодолении жизненных трудностей.

Валерий Золотухин, Светлана Калмыкова, Милена Фаустова

Источник: friday.vedomosti.ru, rus.ruvr.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ