Архив:

Школа не готова учить "особых" детей

Программы по созданию доступной среды для инвалидов активно обсуждаются на уровне страны и города. Словосочетание «интегративное обучение» стало модной изюминкой подобных начинаний. Но за громкими словами скрываются общественные и политические противоречия.

15 декабря в Петербурге было подписано постановление «О реализации Закона «Об общем образовании».Этот законопроект утвердил «Положение о порядке мер социальной поддержки по воспитанию и обучению на дому отдельных категорий людей». Как рассказали чиновники от комитета по образованию, это всего лишь технический момент по реализации ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В веренице законодательных актов и названий разобраться трудно. Однако чиновники настаивают на еще более точечном подходе к проблеме - предлагают разделить вопросы об обучении инвалидов на дому и в школе.

По новому положению дети с ограниченными возможностями будут обучаться на дому при невозможности иной формы получения знаний. Констатировать данную «невозможность» будет специализированная врачебная комиссия в детской поликлинике по месту регистрации. Как утверждают чиновники от комитета по социальной политике, последнее решение все равно останется за родителями. Их детям вроде бы никто в обучении на общих основаниях отказать не может.

«Обучение на дому существует давно. В Петербурге более 4 тысяч детей пользуются этой формой получения образования», - отметила главный специалист отдела образовательных учреждений комитета по образованию города Елена Артамонова.

Однако общественные и благотворительные организации выступили против принятия постановления. По мнению общественников, все проекты, связанные с инвалидами, нужно подвергать тщательной экспертизе.

«Положение нарушает права детей. Ведь дети-инвалиды не посещают школу не из-за состояния здоровья, а из-за отсутствия условий, доступной среды!» - подчеркнула директор благотворительной организации «Перспективы» Мария Островская.

Главная претензия общественных деятелей к постановлению - возможность трактовки надомного образования как предпочтительной формы обучения для детей-инвалидов. Между тем, детям с ограниченными возможностями здоровья крайне необходима социализация и общение со сверстниками.

Подписанный законопроект предусматривает компенсацию за домашнее обучение, в случае если ребенка учит родитель, а не специально приглашенные педагоги из школы. Представители благотворительных организаций видят здесь лазейку для махинаций. По их мнению, не все родители добросовестны. Некоторые из них выберут домашнее обучение только ради получения денег.

Кроме того, по словам благотворителей, не существует норм оценки знаний для детей с умственными отклонениями. А значит, никто не сможет проверить качество подобного домашнего образования.

Общественников особенно волнует судьба детей в интернатах. По этому поводу они отправляли обращение к губернатору Петербурга и просили его не подписывать новый законопроект. Однако их просьбы не были услышаны.

«Комитет по образованию хочет, чтобы дети из интернатов «в кроватках» учились. Они совсем перестанут выходить на улицу. А ребенку нужна общественная среда», - пожаловалась Островская.

Общественных деятелей заботит и ситуация с перенаселенностью учреждений социального обслуживания. Например, павловский интернат - самый большой в России. Сейчас там находятся около 500 детей с нарушениями в развитии.

«Раньше из них учились только 30 детей, теперь - 100. Но этого все равно мало. Многие достигают совершеннолетия, нигде не учившись, и попросту отправляются доживать жизнь в психинтернат», - резюмировала Островская.

Об этих проблемах хорошо осведомлены и региональные чиновники. Заместитель председателя комитета по социальной политике Александр Любимов не согласен с представителями общественных организаций. По его словам, все 920 человек, проживающие в государственных учреждениях, к 1 сентября 2012 года будут обучаться в школе.

«Несколько лет назад многие дети считались не поддающимися обучению. Теперь такого практически нет. Страна меняется. Если раньше мы загоняли инвалидов по домам, то сейчас все по-другому», - сообщил Любимов.

Родители детей с ограниченными возможностями, тем не менее, не видят радужных перспектив. Как рассказала Мария Левина, президент благотворительного фонда «Родительский мост», очень сложно наладить хорошие отношения с садиком и школой, если у ребенка умственная отсталость. Родителям приходится за деньги устраивать их в дошкольные учреждения, нанимать психологов, логопедов.

«Кто будет обучать ребенка на дому, если у него мать-одиночка, и ей надо работать!» - недоумевает Левина.

Общественные деятели подчеркивают, что инклюзивное образование - обычная практика в Европе. Российские родители пока говорят лишь о специализированных коррекционных школах, которых должно стать больше. В будущем общественники надеются перейти к обучению детей-инвалидов в отдельных классах общеобразовательной школы.

Представители комитетов по образованию и социальной политике в ответ на претензии благотворителей заявляют, что программа инклюзивного обучения - отдельный вопрос, не регулируемый принятым положением.

«Постановление правительства Петербурга ничьих прав не нарушает. Нужно вносить изменения в федеральный закон», - подчеркнул Любимов.

Непонятно только, как и зачем будет исполняться недоработанный закон, который требует изменений. Видимо, действуем по принципу - государственная машина сбоев не знает.

Как уверяют чиновники, они стараются решить проблему с перенаселенностью интернатов. По словам Любимова, в государственном учреждении для детей не может быть более 300 человек.

«Принята программа правительства города. До 2020 года будут построены 13 интернатов на 60 человек каждый», - отметил чиновник.

Другой вопрос - дождутся ли этого сегодняшние школьники из детских домов? И еще более важная тема - открытость самого общества для общения с инвалидами на равных. Российская общеобразовательная школа в ее сегодняшнем виде явно не готова принимать детей с ограниченными возможностями здоровья. Но, если решение проблемы начинается с ее признания, настало время для честного разговора и радикальных перемен.

Наталия Кононова

Источник: baltinfo.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ