Архив:

Побег из безмолвия

В то, что со мной общается девушка, с раннего детства потерявшая слух, я бы никогда не поверила. Речь Ани Веселовской из Камышина поставлена прекрасно. Присутствует лишь легкий акцент: словно со мной разговаривает француженка...

Аня Веселовская - симпатичная современная девушка. Эрудирована. Пишет стихи. У нее много друзей. Мечтает о большой светлой любви. Окончила экономический факультет Современной гуманитарной академии и Российский государственный социальный университет (факультет социальной психологии).

Между тем в ее жизни все могло быть по-другому...

Девочке было чуть более трех лет, когда ее мама, Светлана Александровна, окончательно поняла, что дочь ее не слышит. Кроха владела тем скудным набором слов, который имеют дети в этом возрасте. Самый минимум. Но и им уже практически не пользовалась.

Это сегодня продвинутые профессора заявляют: неустанная и грамотная работа с детьми, имеющими остаточный слух, может сотворить чудо - их можно научить говорить и в итоге сделать полноценными людьми. Правда, пока таких, как Аня Веселовская, - единицы. Одна на тысячи. Увы...

Когда Аня посещает Центр слуха - к ней всегда проявляют живой интерес. Она как подтверждение того, что чудо в принципе возможно. Все современные методики по обучению разговорной речи слабослышащих написаны по тем принципам, к которым интуитивно пришла Анина мама, научившая дочь говорить. А вот 20 лет назад диагноз Ани был как приговор.

Глухота девочки началась с безобидного ОРВИ, за ним - воспаление легких и ангина. Вскоре мама стала замечать: дочь не откликается на слова и звуки. Живет в своем мире - покоя и безмолвия.

- Спецсадик, специнтернат, спецшкола для глухих, - этот вердикт столичных врачей был безоговорочным. - Надо адаптировать ребенка к будущей жизни. Перспектива общения у девочки одна - язык жестов... Слух остаточный...

- Не отдам! - подвела черту Светлана, проведя не одну ночь в слезах и раздумьях. - Буду учить ее говорить сама! И она станет такой, как все...

Жизнь Ани и ее мамы отныне превратилась в одно сплошное занятие по обучению навыкам разговорной речи - считыванию звуков и слов с губ. Мама надела на Аню слуховой аппарат. Без него учиться говорить невозможно. Носить аппарат - мука. Прибор улавливает посторонние шумы, усиливает абсолютно все звуки без разбора - получается эффект мегафона. Мир своим шумом и гамом оглушает ребенка. Аппарат вызывает жуткую головную боль и перевозбуждение. Но, сняв его, слабослышащие в итоге неизбежно переходят на общение жестами.

Светлана стала учить Аню повторять звуки и слова общением, играми, чтением книг. Собственная карьера инженера-строителя на этом для моей героини закончилась. Навсегда. Она жила одной большой целью - научить дочь говорить. Понимала: если она однажды на пути к этой цели спасует, раскиснет, Ане не подняться. Никогда...

- За первым звуком был второй, третий, - делится Светлана. - Шли недели, месяцы, годы, бессвязное лепетание в конце концов стало превращаться в слова и связную речь.

Если, например, Аня попадала в гости к кому-то из близких и родных, и те шли на поводу у девочки, реагируя на ее жестикуляцию пальцами, Светлана их жестко останавливала: слишком трудно было после восстанавливать наработанные речевые навыки. Девочка в итоге так и не постигла языка жестов.

- Ну, как я могу позволить на концерте читать стихи, петь, танцевать глухому ребенку? - полоснула по материнскому сердцу музработник детсада, отстранив девочку от участия в утренниках.

- Она же и стихи читает, - взмолилась Светлана, - и поет, и танцует. Причем не хуже многих хорошо слышащих. Ведь не Кремлевский дворец же здесь!

Она понимала: Аня не должна с детства ощутить комплекс неполноценности. Светлана стала еще и «буфером» между Аней и миром слышащих - часто очень жестоких и циничных.

Дочка с мамой шили костюмы, заучивали стихи, пели песни, танцевали. Светлана добилась, чтобы Аня участвовала во всех утренниках. Девчушка посещала и кружки, секции, обучалась в воскресной школе при Свято-Никольском храме. Жизнь с Богом в душе, решила Светлана, даст девочке силы в борьбе с недугом, не позволит ожесточиться.

Учиться Аня пошла в обычную школу. Точнее - они пошли учиться вместе с мамой. Светлана Александровна устроилась лаборанткой в кабинет физики.

- Скрывать Анин недуг бессмысленно, - решила Светлана. - Надо создавать вокруг нее пространство доброжелательного отношения, чтобы с ней дружили или, по крайней мере, не отталкивали.

Ох, сколько же их было в школе - проблем, испытаний и боли! Ведь дети бывают циничнее взрослых.

- Но лишь однажды я дала волю эмоциям: поймала в коридоре одного из обидчиков дочери и, не помня себя от ярости, стала трясти его как липку, - признается моя собеседница.

Но год от года Аня становилась сильнее.

- Никто из окружающих тебе ничего не должен! - твердила Светлана дочурке. - Иди! Борись! Не хнычь и не раскисай! Будь сильной!

И эту истину Аня в пятом классе напомнила маме сама, когда твердо потребовала от нее уволиться из школы, не провожать ее на уроки и не встречать. Сказала решительно: «Я - сама!»

- С одной стороны, обрадовалась, с другой - испугалась: как же она одна без меня? Ведь я - ее уши... Помашу, бывало, - вспоминает моя героиня, - в окошко на прощание, а после, крадучись, бегу за домами незаметно рядом. Опекаю.

Но однажды сказала себе: надо отпустить «пуповину», которой они с дочерью связаны навечно. Это - роковая неизбежность! И, помолившись, осталась ждать дочку дома.

Не раз в жизни Ани наступали и такие моменты, когда она говорила: «Больше не могу! Я - инвалид, понимаешь, мама?!» А Светлана внушала свое: «Сможешь! Ты - такая, как все! Мы с тобой горы свернем!» И Аня «поднималась». Как из окопа!

Помогали и окружающие. Давали деньги на слуховые аппараты. А священник Свято-Никольского храма ныне покойный отец Иоанн Матвиенко помог приобрести девочке качественный немецкий, который тоже помог Ане начать говорить. А сколько помогали в детсаду, в школе!

Своим большим другом Аня сегодня считает священника Свято-Никольского храма отца Алексия Кузнецова. «Он всегда поддерживает меня в минуты грусти и радуется моим достижениям», - делится Аня.

- Хороших людей больше, чем плохих! - вывела для себя аксиому Светлана Александровна и в этом убедила дочь.

В старших классах Аня уже не только хорошо училась, но и начала писать стихи. Сегодня даже может издать свой сборник поэзии! Мечтает учиться дальше в аспирантуре. Хочет получить еще одну профессию - стать аудитором.

- Когда в жизни будет стоять выбор между тобой и хорошо слышащим, даже если он будет хуже тебя по интеллекту и способностям, предпочтение все равно отдадут ему. Поэтому ты должна быть лучше многих, - всегда твердила Светлана дочери, как Отче наш.

- Я в отличие от некоторых не жду с неба манны небесной, - делится Анюта. - К ней не приучена. Умею переносить трудности. Верить. Надеяться. Терпеть. И все - благодаря маме. Мама в жизни - мое все!

- Какими проблемами живешь сегодня? - интересуюсь у Ани.

- Вот уже полтора года - в Москве. А это, как известно, «суровая школа выживания»! Очередную маленькую свою победу в жизни я одержала: стаж, который может помочь успешному трудоустройству, и хорошие рекомендации наработала. Москва дала мне бесценный опыт выживания, массу новых друзей.

Ане повезло: нашла достойную работу, которую любит, руководство, которое уважает и ценит, и коллектив, с которым ей приятно работать. Сейчас она мечтает о том, чтобы помогать родителям материально.

- Проблему со слухом не скрываю, - говорит Аня. - Но тех, с кем общаюсь, прошу не устраивать мне экзамен: говорить, прикрывая губы. Объясняю: я слышу глазами. Считываю слова с губ. В остальном - я такая, как все.

- Верю в мою Анечку: как бы ни сложилась ее жизнь, не опустит руки, не станет плакаться в жилетку на свою судьбу, - подытоживает Светлана. - В ней - характер борца. У нее сегодня есть все, чтобы стать счастливой...

Тамара Проскурякова

Источник: vpravda.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ