Архив:

Школа для "не таких, как все"

В уникальной екатеринбургской школе детей учат заваривать чай, пользоваться дверным замком, вытирать пыль. Большинство ребят в школе № 169 - инвалиды детства. Основной диагноз - умственная неполноценность, но есть и ряд серьезных осложнений: шизофрения, синдром Дауна, аутизм. И ни одна семья не застрахована от этого несчастья...

Научить элементарному

Умственная отсталость - болезнь неизлечимая, недоразвитого ребенка можно только попытаться приспособить к окружающему миру. Ему трудно понять связь между событиями, например, выстроить логическую цепочку: «На улице дождь, холодно, я должен одеться тепло». Или найти связь между горящей лампочкой и включателем: ребенку просто непонятно, откуда взялся свет в комнате. Такая же история и со всеми обычными для нас операциями: завязыванием шнурков, завариванием чая...

- Образование в нашей школе нельзя назвать ни начальным, ни средним, ни полным, - рассказывает директор Лариса Туркова, - Мы выдаем свидетельство специальной коррекционной школы. Тем не менее, большинство выпускников после 9 класса продолжают обучение в техникумах и становятся специалистами: швеями или слесарями, например.

Когда мы осматриваем школу, директор обращает мое внимание на стены:

- Видите, какие чистые стены, хоть здание и старое. Дети ничего не пачкают, - рассказывает Лариса Борисовна. И, действительно, в соседней 41-й школе фасад здания изрисован непристойными сюжетами.

- Хотя, если что-то разозлит или расстроит наших детей, - добавляет директор, - они могут неконтролируемо начать все крушить.

В школьном коридоре сидят несколько молодых мам - дожидаются конца уроков, что бы забрать своих чад. Их детки самостоятельно не могут добраться до дома.

Экзамен по труду

- Многие ребята не могут разговаривать и очень плохо понимают речь, - рассказывает логопед с 37-летним стажем Светлана Пинегина, - с окружающими объясняются криками или жестами. Тут ни о каком чтении говорить не приходится, ведь ребенок с тяжелыми психическими заболеваниями не может даже соотнести предмет и картинку и отличить на ней сидящего человека от стоящего. Приходится объяснять и показывать на куклах.

В школе оборудован целый кабинет, где деток учат простейшим навыкам самообслуживания: у кухонной стойки они осваивают простую бытовую технику, учатся кипятить воду, мыть посуду, накрывать стол. Педагоги изобрели для ребят тренажеры, которые учат обращаться с дверной защелкой, дверным звонком.

- Мы существуем только за счет бюджетных средств, которые порой приходится просто вымаливать у министерства, - признается директор, - никаких спонсоров у нас нет.

Экзамен ребята сдают только по труду. Для мальчиков это, обычно, - токарный станок, для девочек - швейная машинка.

В просторном кабинете, куда проводила меня директор, ребята занимаются столярным делом. В глаза сразу бросается большая выставка работ: деревянные ложки, разделочные доски, скворечники... трудно поверить, что эти искусно выточенные предметы - дело рук детей-инвалидов. На стене висит таблица умножения - чтобы учащиеся не забывали, как правильно считать.

- Здесь мы готовим будущих столяров, - рассказывает Владимир Абзадуллин, преподаватель труда, - ребята занимаются с большим интересом: многие не умеют читать, а руки - золотые.

Прохожу в другой класс на урок бисероплетения, в 169 школе это полноправный и очень важный предмет. В учительской расположена целая выставка детских работ - замысловатых цветов, человечков, насекомых. И все эти чудеса творятся под руководством Людмилы Абрамовой, преподающей уже более 50-ти лет.

- Научить можно любого, главное - любить детей. С помощью бисера я прививаю им усидчивость, внимательность, ведь все они очень рассеянные. Даже самый маленький прогресс, на самом деле, - огромное достижение! Бывает, сидит ребенок целый час, а нанизал на проволоку всего 5 бусинок! Ничего, и 5 - тоже хорошо!

Некоторым деткам требуется регулярно ложиться в больницу для поддержания здоровья, и педагоги 169 школы преподают им там, чтобы не допустить отставания от программы.

- Когда прихожу в больницу к нашим деткам, все сразу бегут обниматься, - улыбается Людмила Абрамова, - выглядывают из палат и бегут с радостными криками: «Ура! «Бисер» пришла!» (многие не могут запомнить имени).

Окупается ли титанический труд, терпение и усилия преподавателей? Судите сами: средняя зарплата учителя 169 школы - около 22 тысяч рублей с учетом, что большинство из них работает на 1,5-2 ставки. Как рассказала директор Лариса Туркова, деньги из областного бюджета всегда приходят вовремя, а вот федеральные надбавки задерживают по нескольку месяцев.

Чудеса случаются!

Несмотря на тяжелые недуги, некоторые ребята преуспевают. Шестиклассница Алена, например, - чемпионка России и Свердловской области по плаванию. А вот история талантливого четвероклассника Саши с диагнозом аутизм. Мне ее рассказала мама мальчика, удивительно красивая, сильная женщина. Педагоги открыли в Саше поразительные способности к рисованию. Его рисунки, возможно, покажутся вам примитивными, на самом деле для ребенка с таким диагнозом - это большой прорыв.

- Уже в самом раннем возрасте мы обнаружили у сына болезнь. Стало ясно, что он сильно отстает в развитии. Конечно, это очень тяжело, но у меня тогда и мысли не было Сашу бросить: он - моя кровинушка! Когда ребенку исполнился годик, его отец оставил семью - во многом из-за болезни мальчика. До сих пор он ни разу не вспомнил о сыне, не хочет общаться и признавать его. - рассказывает Ольга, - Когда встал вопрос об обучении, мы решили отправить Сашу в коррекционную школу №118, но там нас не приняли: сказали, что ребенок совсем не обучаем. Тогда я обратилась в 169 школу, где нас приняли, а потом оказалось, что Саша - способный мальчик, его даже перевели в более сильный класс. Каждый год мы видим успехи в его развитии, его уже можно одного оставить дома. Хотя пока, конечно, есть проблемы с общением - со сверстниками вне школы он почти не контактирует: другие дети его дразнят и очень обижают. Сейчас я жду еще одного ребенка, у меня второй муж, они с Сашей очень ладят. Надеюсь, что все у нас будет хорошо.

Не такие...

Умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, но «таким, как все» он вряд ли станет. Выпускники школы обычно находят свою профессию, но, конечно, это не интеллектуальный труд: слесарь, швея, дворник, санитарка, мойщик посуды... Но как и у «обычных детей», у учеников школы есть любимые предметы, свои мечты и желания.

- Мне нравятся физкультура и труд, люблю работать с деревом, - рассказывает девятиклассник Илья, - а вообще мечтаю нормально доучиться и найти хорошую работу.

У многих ребят получается освоиться в жизни, хотя они редко обретают полную самостоятельность. В среднем, 70-80%выпускников поступают в техникумы или продолжают обучение в 10 классе в других школах. Но, к сожалению, в сегодняшнем обществе их редко признают полноправными...

Наша справка

В 169 школе учатся 122 ученика. 105 (85%) из них имеют заболевания позвоночника и нижних конечностей. 84 (68%) ребенка - инвалиды. В одном классе учатся не больше 12 человек, в особо сложных - не больше 5. Высшую квалификационную категорию имеют 25 % педагогов.

Дарья Волянская

Источник: podrobnosti24.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ