Архив:

Болезнь - мой враг и друг

Марина начала рисовать, как только научилась держать карандаш. Когда училась в седьмом классе, была организована выставка ее рисунков, пусть в вестибюле школы, но зато персональная. А в общешкольной стенгазете печатались ее стихи. Она писала и прозу: и разные фантастические истории, и страшные сказки, которыми заслушивались все друзья, а потом, спустя годы, - дети друзей. Выдумщицей была ужасной.

Увлекалась индейцами, Джеком Лондоном, приключениями, кактусами, собаками. Учеба давалась легко, всегда веселая, в окружении ребят, любила посмеяться, похохмить. Мальчишки носили портфель, дарили марки и списывали домашние задания. После школы Марина хотела поступить в художественное училище, но там, даже не посмотрев ее работы, отказали, объяснив, что своим видом она будет нервировать здоровых студентов. Потому что у Марины - детский церебральный паралич.

Она не помнит обиды. Кто однажды с ней познакомился, дорожит дружбой с этим интересным собеседником, тонким и глубоким человеком, одаренным чувством юмора. Марина окончила филфак университета, писала статьи и стихи, печаталась в тверских газетах и журналах. Сейчас работает внештатным корреспондентом в газете «Так живем», пишет о жизни инвалидов и ведет постоянную рубрику - клуб общения «Ирис». При участии библиотеки имени Суворова она издала сборник поэтических пародий и юморесок «Улыбнитесь!» и два сборника детских сказок. Весной выйдут в печать «Грустные сказки для взрослых».

Но вот уже лет десять она не пишет красками, потому что руки не держат кисть, и передвигается только на коляске. Она узнала, что такое депрессия, и сама же смогла справиться с этим недугом. Немало помогли в этом книги психолога Владимира Леви, с которым потом завязалась переписка. Возмущаясь определением «люди с ограниченными возможностями», он пишет о Марине как о человеке с неограниченными возможностями. «А то, что физически двигаться ей труднее, чем прочим, по сути только помогло ей развить в себе то, что более всего нужно и другим людям, и ей самой, а именно - творческую волю».

От занятий живописью пришлось отказаться, но сказки остались.

- Все-таки я больше художник, чем поэт, - грустно замечает она, - я и сказки выстраиваю, как картины. Знаете, как интересен процесс творчества - оно здорово опьяняет. Начинаешь, и еще нет ничего, а потом... Неужели это я все нарисовала! Но ничего, все-таки еще могу держать в руках карандаши. Я видела альбом, который подруге прислали из Франции, с рисунками инвалидов. Боже мой, какие картины! А их создали люди без рук - зубами.

На вопрос, что ей доставляет радость, Марина отвечает: все! Перечисление начинает с книг, поэзии. На предложение почитать что-нибудь любимое она своим звенящим голосом произносит:

- Гул затих. Я вышел на подмостки...Что такое в этих строчках есть? Я не знаю, почему они всегда меня так волнуют. Жизнь прожить - не поле перейти...

Еще, конечно, нравится общаться с людьми. Гости в этом доме бывают ежедневно. Нравится писать, а когда статью напечатают - вот еще одно удовольствие! Приятно, когда звонят и благодарят.

Любит фотографировать. Правда, руки камеру удержать не могут. Ну и, конечно, общение с природой - это вообще отдельная тема. Полгода Марина с мамой живет в городе, полгода - в деревне. На коляске уезжает она в тихий уголок своего огорода, сочиняет сказки. Потом в городе печатает их на компьютере, работает по нескольку часов в день, а ведь надо еще и на многочисленные письма ответить.

Марина мечтает выпускать детский журнал, и чтобы он издавался не только для инвалидов. Нет, она не совсем согласна, что не стоит делить общество на инвалидов и неинвалидов - до тех пор, пока у них не будут равные возможности.

- Мой знакомый, колясочник (у него сломан позвоночник), был в Америке. На вопрос, что его особенно там поразило, ответил: полная свобода для инвалидов. Я, говорит, мог въехать в любой офис, кинотеатр, музей, кафе, я пользовался любым общественным транспортом. И никто на меня не смотрел особенным взглядом, никто не пытался мне помочь - я был со всеми на равных, мог сам со всем справиться.

Трудности делают человека сильнее (у Жужковой есть статья, которая так и называется - «Моя болезнь - мой враг и друг»). Но все-таки чрезвычайно важно, есть ли рядом близкий человек. Марине повезло - у нее были любящие, понимающие родители, благодаря которым она смогла раскрыться как творческая личность. Она с благодарностью вспоминает, как выписывали они для дочери книги и журналы, как доставали (купить в те времена было проблемой) краски и кисти. Когда ребенок увлекся кактусами, вся квартира заполнилась горшками с растениями. «У меня было 100 видов кактусов!» Папа строил теплицы с подогревом, выписывал семена из оранжереи, причем, как поняла она уже взрослой, немалой стоимости. Он ходил с дочерью по лесам, выискивая нужную землю, собирая камни.

- Болезнь не только отнимает что-то, она и дает - учит думать о жизни, смотреть внутрь себя. А еще я все время думаю: а как же другие? Живет в Петербурге Федор Сударчиков, у него нет обеих рук, и он все делает ногами. Вы бы видели, как он ремонтировал мой сломанный магнитофон! Уронит винтик, поднимет, так раз десять, - и никакого раздражения. Это было мне уроком. Вспоминая Федю, говорю себе: а у тебя две руки, хоть и корявые, но есть. Надо думать о тех, кому тяжелее, вспоминать их счастливые лица и говорить себе: а я-то что же!

Мария Спиридонова

Источник: tverlife.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ