Архив:

Ребята с ограниченными возможностями здоровья могут сдавать ЕГЭ наравне со всеми

В пресс-центре «Комсомольской правды» прошел «Круглый стол». На очень важную тему. О том, как Единый госэкзамен будут сдавать люди с ограниченными возможностями здоровья. Тема не очень звучит вообще в прессе, но тема одна из наиболее важных. И хорошо, что она решается, и хорошо бы это донести до людей.

Модератор "Круглого стола", редактор отдела образования "Комсомольской правды" Александр Милкус:

- Начнем с Александра Григорьевича Капустняка, заместителя начальника управления оценки качества образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Александр Григорьевич, а вообще, я так понимаю, что ребята с ограниченными возможностями здоровья, они же могут отказываться. И могут не сдавать единый госэкзамен по закону?

Капустняк: Да, и не только по закону. А в соответствии с подзаконными нормативными правовыми актами, у детей с ограниченными возможностями здоровья, есть право выбора. Выбирать ту или иную форму сдачи государственной итоговой аттестации. Или в форме, прежде всего, государственного выпускного экзамена или в форме единого государственного экзамена. Причем, может быть или та или другая форма, или сочетание обеих форм. Как бы статистика последних лет показывает, что растет количество детей с ограниченными, которые стремятся сдавать ЕГЭ для поступления в вузы. Приведу такой маленький пример.

ЕГЭ по русскому языку, казалось бы, это обязательный экзамен, но он как бы один из обязательных для того, чтобы при положительном результате, получить аттестат. Но, поскольку русский язык обязательный для поступления в любой вуз страны, то в последнее время большая часть из них стремится выбрать именно эту форму. То есть форму Единого государственного экзамена. И, естественно, что с этой целью Рособрнадзор, осуществляя научно-методическое обеспечение, разработал документы, которые позволяют субъектам, я хочу обратить на это внимание, субъектам Федерации, отвечающим за организацию и проведение, создать условия для этих детей. То есть опять же в соответствии с документами, они отвечают непосредственно за это. Это достаточно большой документ, который учитывает, скажем так, специфику детей с различными заболеваниями, различной патологией, прежде всего.

- Материалы, которые я вижу для тестов по математике выполненные шрифтом Брайля, это разработка последнего времени? Это вот сейчас, в связи с тем, что больше ребят готовы сдавать ЕГЭ, идет к нему как бы встречное движение от власти. Или это изначально было заложено?

Капустняк: Немножко истории вопроса. Наверное, первопроходцами здесь нужно назвать Санкт-Петербург, который очень активно работает с этой категорией детей. И в режиме апробации, до вступления еще в штатный режим единого государственного экзамена, Санкт-Петербург и Москва пробовали, скажем, сотрудничая с нами, переводить на шрифт Брайля материалы и проводить экзамен для этих детей. И уже впоследствии в соответствии с обращениями различных организаций, а мы здесь тесно сотрудничаем и с Всероссийским обществом слепых, прежде всего с Олегом Николаевичем Смолиным. С Федеральным институтом развития образования, где есть центр, который этим занимается, мы пришли к выводу, что необходима такая работа. И федеральный уровень полностью взял на себя заботу, то есть за федеральные бюджетные деньги переводится экзаменационный материал на шрифт Брайля.

Причем, на данный момент уже по восьми образовательным предметам. То есть не только математика, но и русский язык. Это предметы естественного блока и иностранный язык. Но, прежде всего, мы исходили из того, проведя аналитику, куда ребята, прежде всего, поступают. То есть, востребованность этих материалов. Учитывая это, мы, естественно, пошли по этому пути. И вот уже третий год будет. Когда мы эту работу непосредственно делаем. Более того, в этом году мы пошли по пути разработки тренировочных материалов. То есть очень нуждаются дети в том, чтобы накануне экзаменов, подготовившись, увидеть, что это за материалы. Такие тренировочные материалы тоже делаются. И они тоже делаются на безвозмездной основе для тех. Кто будет ими пользоваться, но по заявкам регионов.

Здесь, я бы сказал, что очень важной является задача со стороны субъектов федерации выявлять таких детей, выявлять их потребность в этом. Информировать нас об этом, чтобы мы на это реагировали. Потому что мы переводим эти материалы на каждого ребенка. То есть каждый индивидуальный ребенок получает эти материалы. А уже технология, если позволите, могу о технологии дальше рассказать. Для того, чтобы провести экзамен, естественно, в отношении этой категории, и не только этой, разрабатывается, сразу оговорюсь, что контрольно-измерительные материалы, в принципе они одинаковы для всех. Потому что все они осваивают стандарт. Это дети с охранным интеллектом, поэтому контрольно-измерительный материал одинаковый.

Другое дело, в каком виде они будут для них преподнесены. Для детей с нарушением зрения, это перевод на шрифт Брайля. Для детей с нарушением слуха, мы рекомендовали органам исполнительной власти, чтобы те материалы экзаменационные, которые они получали, они были непосредственно представлены фактически в том же виде. Но дети пользуются каким-то дополнительным при этом оборудованием. И эти позиции все прописаны в методических рекомендациях, которые мы активно обсуждали на совещаниях в Федеральном институте развития образования. И с учетом мнения специалистов этих категорий детей. И, в общем-то, нужно сказать, что они сработали. Но на что хочу обратить внимание, что есть одна проблема. В чем же?

К детям с ограниченными возможностями здоровья относят тех, кто по закону Российской Федерации образования, обучается в специальных коррекционных образовательных

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ