Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Рецепт счастья прост: "Умей ценить то, что имеешь, и тогда поймешь, что мир прекрасен"

Наталье Никитиной 30 лет. Она плохо видит, точнее, почти не видит - у нее остались сотые проценты от нормы зрения. При этом Наталья всегда подтянута, собрана, деловита, на лице сверкает солнечная улыбка. Несмотря на молодой возраст, внушает надежность и уверенность к себе. Я решила узнать у Наташи «рецепт счастья», что помогает ей оставаться всегда позитивной и веселой девушкой, несмотря на столь суровые ограничения.

- Наташа, кем вы работаете?

- Я работаю педагогом в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей г. Иркутска.

- Трудно работать в такой школе? Дети, наверное, доставляют много хлопот?

- Нет, в такой школе мне работать несложно. Дети, конечно, доставляют хлопоты, но я думаю, что не больше, чем обычные, видящие дети. Такие же заботы: научить, объяснить, пожалеть, понять, пожурить. Да и мне самой близки все их проблемы, мне легко их понять. Ведь я сама закончила эту же школу, у меня с рождения плохое зрение.

- В такой школе было трудно учиться?

- Нет, именно в этой школе не трудно учиться. Здесь все, как одна большая, дружная семья. Все друг друга знают, помогают друг другу. И в учебе, и в быту, и просто по жизни. Здесь хорошо. Очень. Уютно, все по-домашнему. Воспитатели, учителя всех опекают, относятся ко всем, без исключения, сердобольно. Переживают за всех, как за своих, родных детей. Но это и плохо одновременно.

- Плохо? Почему?

- Да, потому что, когда оканчиваешь школу - идиллия обрывается. И ты выходишь в наше общество, а в нем одна жестокость и злость. Почему-то у нас в обществе все думают, что если ты инвалид, то ты ни к чему не способный человек. Отношение к нам такое, что мы ничего не можем, не умеем. Даже бытует мнение, что инвалид - это умственно отсталый человек. А ведь как раз все наоборот, если ты обделен зрением, то развиваются другие функции: обоняние, творчество, музыкальный слух, голос, тактильные функции обостряются, память. Если сравнивать с человеком с нормальным зрением, то у слепых и слабовидящих людей память феноменальная. Ведь слепые весь мир воспринимают по памяти, особенно развита слуховая память. У людей с нормой зрения, используется около 15 % возможностей слуховой памяти.

- Как Вы вступили во взрослую жизнь после окончания школы? Не пугало неизведанное?

- Ой, страшно было, конечно. Поэтому я пошла на подготовительные курсы в педагогический университет вместе с подружкой, тем более что у нее зрение было в норме, думала, что легче будет поступать. Подружка не смогла поступить, по конкурсу не прошла, а я осталась там учиться. Преподаватели ко мне, в основном, нормально отнеслись. Но на первом курсе был все же печальный случай. Преподаватель, известный в нашем городе психолог, мне прямо сказала, что мне нечего делать в вузе, сиди дома и научись хотя бы печь пирожки, все равно ничего практически не видишь. И на первой сессии она усиленно пыталась меня завалить на экзамене, чтобы меня отчислили. Я не буду называть ее имя, позднее она поменяла свою точку зрения.

- А как сложилась судьба ваших одноклассников?

- Я училась в двух классах. В первом все мои одноклассники были из неблагополучных семей, как сейчас говорят. Учились все плохо, постоянно срывали уроки, учителя и воспитатели говорили им, что в первую очередь это надо для них же самих. Но, к сожалению, у них, в основном, сложилась такая же жизнь, как у их родителей - они все спились.

Я в пятом классе перешла в другой класс, в нем ребята отличались упорством, стремлением к знаниям. Они и во взрослой жизни остались такими же целеустремленными. А когда человек постоянно движется вперед, стремится к новому, то и успех приходит. Среди моих одноклассников есть и психолог, и бизнесмен, и строитель, и математик.

Все устроились в жизни, получили профессии, работают, сами себя содержат, не надеются на мизерную пенсию. А из прошлого класса одноклассники все, в основном, сидят на инвалидности, перебиваются случайными заработками и клянут свою судьбу, ругают государство.

- Недостаток зрения влияет на личную жизнь?

- Очень влияет. Причем отрицательно. Общество наше уничижительно относится к инвалидам. Не у всех ладится в семье. Все из-за зрения. У многих моих одноклассников не сложилась семья, и тоже по причине инвалидности по зрению. Люди в нашем обществе, в основном, черствые, практически все относятся к инвалидам плохо.

- Вы выше сказали, что к инвалидам в нашем обществе относятся плохо. В чем это проявляется?

- Во всем и везде. В транспорте, в магазине, в больнице. Вот недавно я была в банке, там мне встретилась девушка, слепая. Она не знала, что нужно чек брать на очередь, и никто не подсказал ей, что нужно пройти к аппарату-регистратору и выбить чек на очередь. Но самое главное, что администратор даже не сдвинулась с места, чтобы ей помочь.

Я тоже пришла по делам, и вот мы с ней вместе разбирались, на что нажать пальцем, разобрались еле-еле, взяли чеки. Потом я стояла в очереди в другом зале, и когда вышла, то увидела, что та девушка так и не попала в свою очередь, так как она не видела на табло свою очередь, и никто ей не подсказал, что ее очередь подошла. А позднее не разрешили пройти, чтобы получить деньги. Так она и ушла ни с чем, а администратор «посоветовала» вдогонку: «Надо приходить с сопровождающим».

И в больнице то же самое. А в больницу мы часто ходим, мы же инвалиды. Приходишь, ничего не видишь, где какой врач, в каком кабинете, часы его приема. И нельзя ни у кого спросить. Все равно никто не объяснит, да еще и накричат так, что и не захочется больше спрашивать.

- Как вы думаете, почему люди так плохо относятся к инвалидам по зрению?

- Я думаю, что они так плохо относятся ко всем инвалидам. Почему-то все завидуют инвалидам, хотя, казалось бы, чему можно завидовать? А они говорят, что нам везет, мы пенсию получаем, нам государство платит, льготы у нас, все бесплатно. Проезд бесплатный, разные социальные льготы предоставляются.

- Получается, что всем инвалидам и Вам, в частности, сложно жить в обществе?

- Да, очень. Сложно выходить в общество, везде сталкиваешься с бездушием, злостью. Иногда удивляешься, от чего такие все злые. Просто невозможно общаться с людьми. Придешь домой, весь измочаленный, даже сердце начинает болеть от всей этой злости. Хочется всех людей спасти от их же злости и ненависти. Мне иногда кажется, что люди уже задыхаются от своей же злости, погибают просто. Куда не придешь, слышишь только раздраженные, нервные голоса. Люди, кажется, вообще разучились радоваться жизни.

- Наташа, а вы, по характеру, какой человек?

- Я, наверное (смеется), веселый человек. Идешь, солнце светит тебе в лицо - хорошо, приятно так становится. Услышишь пение птиц, заслушаешься, порадуешься красоте их пения, и на душе твоей мелодия начинает вторить пению птичек. На работу придешь, дети говорят: «Наталья Александровна, а мы скучали без вас!». И так хорошо станет от их слов, улыбаешься им в ответ. Сынок мой звонит, на бабушку жалуется, что она ему что-то не разрешает брать, а я успокаиваю его и улыбаюсь. Я нужна (!) моему маленькому человечку, которому я заменяю и папу, и представляю для него на данный период весь мир, защищаю, показываю красоту, доброту, передаю знания, учу его новому, необходимому.

- Что на ваш взгляд, необходимо знать вашему сынишке?

- Во-первых, незыблемые человеческие ценности: доброта, душевность, честность, старательность, трудолюбие, умение общаться с людьми. А, во-вторых, разные приспособления, «хитрости», как выжить в нашей жизни слепому или слабовидящему человеку, ведь мой ребенок тоже плохо видит. И кто, если не родная мама, может ему помочь адаптироваться в жизни.

- А что слепому человеку поможет адаптироваться в жизни?

- Многое может. Вот, например, сотовый телефон. Для всех это средство для связи, а для меня это - глаза. Да-да. Куда бы я ни пришла, в поликлинику, на работу или еще куда-нибудь, везде висят объявления, списки разные, написанные мелким шрифтом. И чтобы не надоедать постоянно людям со своими расспросами, я использую телефон. Фотографирую, увеличиваю сфотографированный текст и читаю. И людей не раздражаю, и нахожусь в курсе информации. А если не могу прочитать на телефоне, я прихожу домой, подсоединяю к компьютеру, вывожу на экран, увеличиваю шрифт и прочитываю на экране компьютера.

- Вы хорошо владеете компьютером?

- Нет, я не могу сказать, что хорошо владею. Просто, все, что нужно мне в работе, скопировать, распечатать, набрать текст, научилась делать. Запомнила расположение всех клавиш и все функции, которые можно выполнить с их помощью. Надо, вот и сама себе помогаю, придумываю разные приспособления. Вот даже очки сама себе придумала. Мне уже не подходят обычные, коррекционные очки.

Я пришла в оптику и попросила сделать мне очки, где на месте линз стоят лупы импортные, они и тонкие, и выглядят более эстетично. Вот и пользуюсь лупой, но в виде очков. Или вот записать что-то надо, я не могу писать, вот и рисую текст, разными символами, которые сама тоже придумала. Я когда в институте училась, то и лекции так записывала. Преподаватели все удивлялись, как можно что-то из непонятных каких-то знаков прочитать, но когда слышали мои ответы, убеждались, что, оказывается, можно.

- А своего малыша чему научили?

- Мы с ним вместе делаем сказки. Лепим фигурки, клеим и проигрываем сказки, про колобка, про волка и лису, семеро козлят, фрукты, овощи разные. Он запоминает, как выглядят звери, растения, предметы через тактильное восприятие, через руки и кожу. А еще я научила его двигаться в пространстве. Вот, например, наша квартира.

Мы с ним вместе слепили из пластилина макет квартиры, все комнаты, все предметы в комнатах расставили. И играем с ним в домик: пойду на кухню, куда надо повернуть - направо или налево, чтобы в кухню попасть? Передвигаться легко, когда запомнишь количество шагов, до спальни, допустим, 10 шагов, до двери двенадцать, по лестнице в подъезде надо пройти девять ступенек, и будет выход на улицу, до игровой площадки надо прошагать тридцать восемь шагов.

Идешь и считаешь шаги. Причем этот счет шагов уже автоматически делаешь. Поэтому слепые и плохо видящие люди идут всегда размеренно, не убыстряя ход и не замедляя, они «считают» шаги, чтобы точно, в нужном месте повернуть или открыть дверь, не сбиться с пути.

- Как вы учите своего сына общаться в обществе?

- Прежде всего, я учу его запоминать людей, знакомых. Людей можно запомнить по запаху, по голосу, по ощущениям. У каждого человека есть свой собственный запах, неповторимый. Голос тоже можно запомнить, все голоса отличаются очень сильно друг от друга, никогда нет повторяющегося голоса, похожие есть, а одинаковых голосов не существует.

По ощущениям можно узнавать людей. Вот на работе, например, педагоги заглядывают в кабинет, или я захожу. И стоя на пороге, я узнаю, кто находится в комнате каким-то неизвестным мне даже способом. Я просто понимаю, что в комнате, например, находится учитель первоклассников, может кожей, или еще каким-то способом, в совокупности с обонянием и слухом. Вот и ребенка учу применять эти качества в жизни.

- Наташа, вы счастливый человек?

- Я не задумывалась как-то над этим. Наверное, я счастливая. У меня все есть. Есть любимая работа, любимый сынишка, мама родная, милая бабушка, родной дом, друзья верные, хорошие коллеги по работе.

- А что помогает чувствовать себя счастливой? Что придает такие силы?

- Как ни странно, отсутствие зрения. Ведь рецепт счастья очень прост! Умей ценить то, что имеешь, и тогда поймешь, что мир прекрасен. Вот у меня остались сотые проценты от зрения, причем оно постоянно ухудшается, и врачи говорят, что может совсем исчезнуть. И вот тогда ценишь каждый день, каждого человека, его улыбку, слова, его лицо, которое я могу еще рассмотреть. Смотришь на солнце, его свет, деревья, цветы, небо.

Я смотрю, и мне все это нравится. Я ценю это, потому что знаю, что, может быть, я это вижу своими глазами в последний раз. Как мир красив! А люди не замечают всего этого, они тратят свои силы на ненужные дела, мелочи, проблемы. Мне иногда кажется, что все наше общество загородила завеса злости от красоты окружающего мира. Вот люди и живут так.

- Что, по-вашему, может изменить людей к лучшему?

- Наверное, надо пробуждать в сердцах людей доброту, милосердие друг к другу. Рассказывать больше, какие люди рядом с ними живут, как им трудно бывает, тяжело, но они все равно со всеми этими проблемами справляются, преодолевают их. Я не держу обиды на людей за их жестокость по отношению ко мне, они же не знают, насколько мне больно и трудно жить. А если узнают, мне кажется, начнут думать и поступать по-другому.

- Наташа, а у вас есть мечта?

- Мечта? У всех ребят моего класса всегда была одна мечта (голос Наташи дрогнул в этот момент): «Вот бы нам бы зрения хорошего...тогда мы столько могли бы хорошего сделать!»

Оксана Тюменцева

Источник: epochtimes.ru