Архив:

За соцуслуги придется заплатить

Некоторые услуги центров социального обсулживания становятся платными

Социальная служба Кировской области переходит на коммерческую основу. Но тем, кому приходится воплощать в жизнь соответствующее постановление регионального правительства, механизм перехода пока неясен. С 1 ноября на территории области введены единые тарифы на дополнительные услуги населению для госучреждений социальной сферы. Перечень этих услуг включает более полусотни наименований.

Некоторые из них кажутся странными и даже забавными: например, подметание пола по 4 руб. 90 коп. за 1 кв. метр или чтение литературы по 9 руб. 80 коп. за 10 минут.

Другие требуют профессиональных знаний, немалой физической силы, специальной подготовки и навыков, каковые редко встречаются в совокупности в одном человеке и даже в объединенном штате любого профильного учреждения. К примеру, от горожанина (и тем более, от горожанки) с гуманитарным образованием, которые составляют большинство в социальных службах, как-то очень сложно ожидать, что он с легкостью починит неисправный бытовой электроприбор - 14 руб. 70 коп. штука, отремонтирует русскую печь или «голландку» - 58 руб. 80 коп. за час работы, переколет кучу дров или горбыля - 14 руб. 70
коп./15 мин., очистит крышу дома от снега - 24 руб. 50 коп./25 мин. или хотя бы установит оконное стекло в жилом помещении - 14 руб. 70 коп. /15 минут.

В то же время цены (если сравнивать с теми, что фигурируют в рекламных объявлениях по городу) довольно низкие и фиксированные - на плечи сторонней организации бремя по исполнению социальных заказов не переложить: придется с чего-то приплачивать. Но и содержать на окладе при бюджетном учреждении разномастных специалистов, которые неизвестно когда и как часто могут понадобиться, тоже выходит слишком накладно.

Кто же и каким образом будет перечисленные услуги оказывать? За ответом на этот вопрос мы заглянули в расположенный по соседству с редакцией «Наблюдателя» Центр социального обслуживания граждан Первомайского района, который специализируется на помощи одиноко проживающим пожилым людям и инвалидам.

Не успели определиться

Как сообщили в Первомайском Центре, сам перечень дополнительных услуг с утвержденными расценками доведен до них департаментом социального развития совсем недавно. До реализации дело пока не дошло и когда дойдет, неизвестно. Поскольку, по словам сотрудников Центра, механизм внедрения платных услуг законодательно не определен, нигде не прописано, должны ли они вводиться разом или поэтапно, предоставляться обязательно все до единой - или можно выбирать частично.

Кроме того, до этого прейскурант учреждения был ограничен перечнем обязательных услуг, гарантированных федеральным законом о социальной защите ветеранской категории граждан. И некоторые не особо сложные и трудоемкие услуги в быту - вроде смены штор, оклейки окон или выноса мусора, каковые ветераны - клиенты учреждения получали прежде бесплатно или же за устраивавшую их плату по индивидуальной договоренности с закрепленным за ними социальным работником, теперь подпадают под категорию платных с твердой таксой. А посему без опроса трудно предугадать, как они к таким переменам отнесутся. Может быть, в массе своей «разбегутся», и оказывать эти услуги практически будет некому.

«Есть и другие «нюансы», - говорят сотрудники Центра.

Ни прибавить, ни убавить

По словам Якименко, введенный перечень платных услуг не является каким-то ноу-хау: в 90-е годы и еще в начале 2000-х в областных учреждениях соцсферы они уже были. Но затем наступил период, когда на федеральном уровне их не только отменили, но и наложили запрет на отдельные виды работ, выполняемые иногда соцработниками по собственному почину или по просьбе обслуживаемых. Например, на вынос влажных отходов.

Теперь "сверху" снова дан зеленый свет, чем, собственно, и объясняется появление постановнения вятского правительства. Новый перечень от старых отличается более широким спектром услуг, так как при его разработке опрашивали все учреждения региона и учитывали, о чем чаще всего просят дополнительно подопечные социальных работников.

Между тем гарантированные услуги также не являются на сегодня для клиентов социального Центра обслуживания совершенно бесплатными. Как сообщают ветераны, полный пансион по заключенному договору обходится ежемесячно в 250 рублей, перечисляемых Центру из пенсии, независимо от того, реально пользовались или не пользовались в течение конкретного месяца всеми входящими в него услугами. За неполный, где могут присутствовать как почти все, так и только отдельные, избранные услуги, платят поменьше, согласно договорам.

Про реально. И немножко "глянца"

Ларисе Устюжаниновой 39 лет. Она социальный работник, что называется «божьей милостью», по воле обстоятельств. В прошлом трудовом опыте - работа в торговле. Трудится на ниве соцслужбы два года - и все ей нравится: гибкий график работы, позволяющий контролировать и воспитывать сынишку при длительных командировках мужа, дела, которыми приходится заниматься, слова благодарности, что слышит от обслуживаемых людей, и люди, которых обслуживает.

Сейчас на ее попечении находятся одновременно восемь пожилых женщин. Часть из них проживает в Субботихе в частном секторе. Остальные - в центре города, в многоэтажных благоустроенных домах, расположенных по соседству.

...Хозяйка квартиры, куда мы направляемся вместе, чтобы доставить продукты и лекарства, среди них наособицу: живет в ней человек в городе известный. Несмотря на возраст "за 80" и ограниченное передвижение из-за давней серьезной травмы ноги, Зинаида Ивановна Лихачева очень деятельна, ведет большую переписку, активно участвует в общественной жизни, пропагандируя личность и творчество Владимира Высоцкого.

Первая мысль при знакомстве: о глянцевой картинке, которую решили журналисту показать. Ощущение «глянца» усиливается, когда случайно выясняется, что Лариса Николаевна тоже не лыком шита - победительница конкурса социальных работников района. Но реалии социальной службы проглядываются и за образцово-показательной картиной.

Так, Зинаида Ивановна отмечает, что обслуживающая ее добросовестная и коммуникабельная Лариса нравится ей больше предшественницы Марины, которая вечно куда-нибудь торопилась, потому что у нее на обслуживании было разом 12 человек. «Принесет, бывало, продукты, бросит полные сумки, посидит, отдохнет минуту - и опять бегом. Некогда ей, бедной, было даже словечком перемолвиться», - вспоминает Лихачева.

Да и сама Лариса честно признается, что ей далеко не все по плечу, и будущее, в котором социальному работнику придется, например, колоть дрова, ее очень беспокоит:

- Меня одна бабушка как-то раз попросила обои поклеить. Но какая из меня клейщица обоев, если я этого никогда в жизни не делала?! Она говорит, ну давай, попробуй, уж как получится. А мне ростика не хватает, руки на весу долго не могу держать. Тогда я отказалась, не стала клеить - в мои обязанности это не входило. Если обяжут, не знаю, как будет.

Не кочегары и не плотники

Как рассказал директор Первомайского Центра Александр Якименко, в настоящее время в районе проживают и состоят на учете в Центре порядка 650 ветеранов войны и труда, нуждающихся в силу возраста и состояния здоровья в обслуживании на дому. Обслуживают их социальные работники, состоящие в штате учреждения. На данный момент в Центре трудятся 101 штатный соцработник, за каждым из которых закреплены в индивидуальном порядке несколько ветеранов.

Основной контингент социальных работников - 99 процентов - женщины, средний возраст - 42-44 года. По словам Александра Александровича, в социальную службу мужчины не идут. А женщин привлекает некая стабильность, присущая госучреждениям, в отличие от частных предприятий, или нужда в гибком графике работы, неполной занятости на рабочее время дня.

Но более молодые, как правило, надолго не задерживаются: труд соцработника оказывается сложнее и тяжелее, чем представляется им поначалу, а оплата слишком мала. Так как до сего времени учреждение оказывает услуги населению в рамках гарантированного бесплатного минимума, предусмотренного государством, зарплата соцработников также не выходит за пределы МРОТ - в районе 4000 тыс. руб. в месяц, после недавнего повышения. И соцпакет с гарантией оплаты отпуска и больничных листов служит при этом слабым утешением.

В полный круг обязанностей соцработника входят: посещение обслуживаемых на дому не реже двух раз в неделю, обеспечение (то есть покупка и доставка) их продуктами питания, горячими обедами, промтоварами первой необходимости и медикаментами, а также сдача стеклотары в пункты приема посуды. Соцработник сдает вещи в химчистку, стирку, ремонт и получает их. Оплачивает коммунальные и другие услуги пенсионера, организует ремонт жилья и уборку жилых помещений. Проверяет правильность предоставления льгот и преимущественных компенсационных выплат. Оказывает содействие в поддержке контактов с родными и близкими, написании писем, заявлений, ознакомлении с печатными изданиями. Поддерживает постоянный контакт с лечащим врачом,
оказывает первичную медицинскую и психотерапевтическую помощь. Вызывает врача, сопровождает обслуживаемых в лечебное учреждение, посещает их при помещении в больницу, содействует в организации юридических услуг. Если жилье пенсионера неблагоустроенное, содействует в обеспечении топливом и водой. На него также возлагается доставка воды, топка печей.

Елена Красноперова

Источник: nabludatel.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ