Архив:

Колясочник и общество

Выбирая название для статьи, я держал в уме именно это название в качестве рабочего, предполагая при размещении статьи выбрать более благозвучное и не так резко разделяющее обычных людей и людей с ограниченными физическими возможностями. Но проблема настолько значительная, что я специально оставил достаточно провокационное название статьи, чтобы хоть немного растормошить самих колясочников и, возможно, дать пищу для размышления людям, которым приходится сталкиваться с людьми в инвалидной коляске.

Сотни раз провозглашенный призыв «Смотри на меня, как на равного» призывом так и остался, люди в инвалидной коляске были и остаются гражданами, отлученными от жизни общества по причине не только равнодушия окружающих и чиновников, но в значительной мере и по собственной вине. Людей в инвалидной коляске в России и других странах бывшего Союза сотни тысяч, но на улицах их встретить практически невозможно. Да, очень большой проблемой является отсутствие элементарных возможностей для передвижения в инвалидной коляске по улице, не говоря уж о возможности пользоваться общественным транспортом и посещать кинотеатры, кафе, стадионы и т.д. Если даже инвалидам в коляске закрыта дорога в публичные заведения, то отсутствие возможности попасть в поликлинику или больницу выглядит вообще издевательством. Чтобы полечить зубы, мне приходится платить мужикам с соседнего рынка, чтобы они занесли меня с коляской в кабинет стоматологической клиники, где непреодолимым препятствием являются три ступеньки. Где пандус, который должны были установить в соответствии с законодательством? Был пандус, но таинственным образом исчез через два дня после приемки помещения клиники комиссией. Официально его украли охотники за металлоломом (даже заявление в отделении милиции есть), но и дураку понятно, что владельцу клиники не понравилась конструкция, уродующая, по его мнению, фасад здания и пандус благополучно демонтировали местные бомжи за бутылку водки. Оформляя каждый год группу инвалидности, мне приходится посещать поликлинику по месту жительства и специалисты «осматривают» меня и пишут свои заключения прямо в холле поликлиники, т.к. в лифт моя коляска не проходит. Абсолютно анекдотично выглядела моя попытка попасть на голосование во время выбора президента. Когда я появился на избирательном участке, то двое дюжих молодцев подняли меня по ступенькам местной школы, где работал избирательный участок, но в дверь моя рычажка не прошла. Пришлось всей избирательной комиссии присутствовать при моем голосовании на улице, т.к. закон не позволяет оформить мое волеизъявление без присутствия всей избирательной комиссии и наблюдателей. Таких ситуаций возникает великое множество и если проблема и разрешается (что бывает не так уж и часто), то это разовое решение проблемы и в следующий раз я сталкиваюсь с точно такими же проблемами и решать их приходится самому, не надеясь на понимание окружающих и социальных служб.

Почему же сотни раз задекларированное равенство прав всех граждан страны, в т.ч. и колясочников остается только на бумаге и пропагандируется только с высоких трибун и чаще всего накануне очередных выборов? Я не претендую на истину в последней инстанции, но мне кажется, что спасение утопающих является делом самих утопающих. Вы можете себе представить службу спасения на водах где-нибудь в Сахаре? Не нужна она там? А зачем же тогда нужны пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты для колясочников, если этих самых колясочников никто в глаза не видел? Почему мы возмущаемся отсутствием специального транспорта, если об этом не знают даже сами колясочники, не говоря уж о чиновниках, в чьи обязанности это входит. Да все происходит из-за того, что подавляющее большинство колясочников просто не бывает в тех местах, которые нужно оборудовать пандусами и другими сооружениями для инвалидных колясок. Если несколько колясок и появится в ближайшем кафе или кинотеатре, то их занесут сотрудники этих заведений на руках (это уж как выйдет, могут и подальше послать) и не будут создавать себе головную боль на будущее в виде сооружения пандуса. Очень показательными в этом плане являются города, где спинальников достаточно много. В Саках, Славянске, других городах, где есть специализированные лечебные учреждения, практически все магазины, аптеки, парикмахерские и т.п. оборудованы пандусами. Из-за особой любви к колясочникам? Вовсе нет. Владельцы этих заведений десятки лет живут рядом с людьми в инвалидных колясках и относятся к ним как к обычным членам общества, в т.ч. и потенциальным покупателям и клиентам. Если в городе Полупупинскозадвиженске пять-шесть колясочников и не заставят местного мэра построить пандус в магазине, то это сделает владелец магазина, заинтересованный в покупателях. Владелец кафе лишний раз подумает, что выгоднее - построить пандус или лишить себя определенной суммы выручки, если увидит среди посетителей людей в колясках.

Я пониманию, что вопрос этот далеко не простой и в значительной степени дискутабельный, но пока на улице можно встретить человека в инвалидной коляске два раза в год, то и отношение к ним будет соответствующее - как к марсианам, случайно попавшим на Землю. Решать их проблемы никто не будет до тех пор, пока они сами не заявят о себе, как активных членах общества, пусть и с ограниченными физическими возможностями.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ