Архив:

Несогласованность ведомств вредит инвалидам

В столице проживает около 15 тысяч инвалидов по зрению. Московские власти внедряют целый комплекс мер, чтобы сделать безопасным передвижение по городу для слепых и слабовидящих. Одна из таких мер - это специальная желтая тактильная плитка, выложенная на участках тротуаров и дорог. Однако сами инвалиды, для которых и создавалось это удобство, на плитку жалуются.

"Людям с ослабленным зрением трудно передвигаться везде!" - сетует заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, вице-президент всероссийского общества слепых Олег Смолин. Об этой проблеме он знает на собственном опыте. В помощь инвалидам по зрению в Москве уже несколько лет кладут специальную рефленую желтую плитку. Ребристая поверхность должна подсказать слепым и слабовидящим - как действовать дальше. На деле получается не так хорошо.

"Во всем мире принято считать, что если плитка уложена так, что ты ощущаешь продольные линии - смело иди вперед. Если ты ощущаешь точки поперечные - это значит, остановись. Впереди светофор или какое-то другое препятствие. У нас сплошь и рядом плитка уложена таким образом, что перед выходом на улицу тебе советуют смело идти вперед!" - говорит Смолин.

Заместитель генерального директора института профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС Ольга Сергеева, института, ставшего одним из разработчиков ГОСТа по плитке, считает, что главное зло - в несогласованности действий различных ведомств.

"К сожалению, нет единого стандарта, когда четко написано, что нужно положить предупреждающую, а потом направляющую. Поэтому в каждом районе даже города Москвы, кто как считает, тот так и укладывает плитку", - считает Сергеева.

А уж зимой совсем плохо, добавляет Ольга Сергеева. Рифленая плитка покрывается снегом и льдом, и тут уже не до тактильных ощущений.

"Плохая производится уборка, и инвалид, имеющий проблемы со зрением, просто не ощущает тактильно те шероховатости, которые должны сигнализировать ему о том или ином препятствии", - утверждает эксперт.

Самые большие трудности инвалиды по зрению испытывают из-за неправильно припаркованных автомобилей, рекламных баннеров фирм на улицах, телефонных будок. Но при этом Олег Смолин из комитета Госдумы по образованию отмечает, что несчастных случаев на дорогах с участием слепых и слабовидящих людей не так много. Просто инвалиды по зрению априори более осторожны.

"Для человека с нарушением зрения перейти дорогу - это колоссальная проблема и большой стресс. Если увидите человека с белой или не белой тростью - не поленитесь, и помогите ему перейти дорогу. Вам это ничего не будет стоить, а ему сбережете много нервов", - взывает Смолин..

"Начинание с плитками - безусловно, полезно!" - Уверен Олег Смолин. Но в развитых странах тактильные покрытия используются на тротуарах давно. А у нас это еще новация, принятая в Москве, Сочи да в Томске. Чтобы новация оказалась максимально эффективной, следует привлекать к ее внедрению самых инвалидов по зрению, отмечает председатель Всероссийского общества инвалидов Александр Ломакин-Румянцев.

"Москва за последнее время делает очень многое. Но естественно, как всегда, когда делается все сразу и вдруг - естественно, бывают недоработки. Решать проблемы, не привлекая тех, на которых они направлены, это не совсем корректно", - уверен Ломакин-Румянцев.

А пока, рассказывает Олег Смолин, некоторые из инвалидов, используют для передвижения GPS-навигаторы. С ними как-то надежнее.

Пыркова Виктория

Источник: radiovesti.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ