Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Цветик-семицветик Лизы Харитоновой

Жизнь шестилетней Лизы Харитоновой из Нижнего Новгорода за последние два месяца, что она ходит в детский сад, кардинально изменилась. Вместе со своими новыми друзьями она теперь гуляет на детской площадке, играет в настольные игры и внимательно слушает сказки, которые читают воспитатели - все как в обычном детском саду. Правда, Лиза пока не может играть в догонялки, потому что у нее детский церебральный паралич (ДЦП).

Вместе весело шагать

Шестилетняя Лиза ходит в комбинированную группу для детей с поражениями опорно-двигательного аппарата детского сада №115 всего два месяца. У нее сложная форма ДЦП и эпилепсия. Оба заболевания буквально приковали Лизу к постели фактически с самого рождения. По словам мамы Лизы Натальи Харитоновой, с рождения девочки окружающие врачи и социальные работники настраивали ее против собственной дочери: уже в роддоме ей предлагали отказаться от ребенка. А со временем стали появляться и другие проблемы: было очень тяжело найти хороший детский сад и педагогов, которые бы смогли раскрыть потенциал Лизы.

"Мы пытались устроиться во все существующие в Нижнем Новгороде коррекционные и специализированные учреждения, но никто так и не пошел нам навстречу. Ответ всегда был один - зачем вам это, сидите дома. Вообще я всегда мечтала, чтобы Лиза пошла в детский сад с обычными детьми, и когда нас пригласили в ДОУ №115, я не поверила своему счастью", - рассказывает Наталья.

Дома Лиза уже привыкла быть "домашним цветком", которому взрослые помогают перемещаться по ее маленькому миру - квартира Харитоновых, которую девочка покидала редко, не большая. Но буквально с первых дней в детском саду у Лизы появилось очень сильное желание научиться ходить самостоятельно.

"Хочу ходить, как ребята!", - говорит сама Лиза.

По словам Натальи, видя как дети в группе бегают и прыгают, Лиза пытается за ними повторять. "Конечно, устает сильно, но виду даже не показывает. Появилась цель, и мы каждый день с желанием ходим в детский сад. Пропал и страх общения с другими детьми. Если раньше она не любила ходить в гости, то теперь она с радостью общается со сверстниками", - рассказывает мама Лизы.

"Ведь до шести лет Лиза фактически находилась только в горизонтальном положении, мама пыталась привить ей движение, но самого главного у девочки не было - стимула двигаться. А попав в детский коллектив, у Лизы этот стимул появился - ей хочется быть не хуже остальных детей, также веселиться, бегать", - говорит педагог-психолог ДОУ №115 Оксана Роганян.

Готовы помочь Лизе и ее друзья в детском саду. Шестилетняя Надюша, дочка воспитательницы Инны Фадовой, поставила себе важную цель - научить Лизу ходить.

"Они проводят много времени вместе. Мне кажется, что такая форма общения детей-инвалидов воспитывает у ребят чувство любви и понимания друг к другу", - говорит воспитатель.

Инклюзивный детский сад

"Важно, когда дети с самого раннего детства привыкают к тому, что все разные. Это и есть инклюзивное образование (доступное для детей с разными физическими возможностями), к которому мы рано или поздно придем. Известно, что маленькие проще находят друг с другом общий язык. Когда они вместе играют, им неважно, что кто-то не очень некрасиво ходит, так как болят ножки, или улыбается немного криво из-за проблем нервной системы. Мне кажется, что эта бережливость к сверстникам с проблемами здоровья, привитая в детском саду, перейдет в школу, а потом и во взрослую жизнь", - рассказала РИА Новости координатор программ защиты детей представительства Детского фонда ООН "ЮНИСЕФ" в России Ольга Ременец.

Детский сад №115 можно назвать уникальным не только для Нижнего Новгорода и области, но и для региона в целом. Здесь наравне со здоровыми детьми воспитываются ребята с ограниченными возможностями. Из 238 ребятишек 10 официально признаны инвалидами, но детей с ограниченными возможностями здоровья в детсадовских группах гораздо больше - у многих задержки психического развития, есть ребята с легкой формой ДЦП, трое детишек с аутизмом, с сердечнососудистыми нарушениями, дефектами речи.

По словам заведующей детским садом №115 Любови Каталовой, работа с особыми детьми положительно сказывается не только на ребенке, но и на всей семье.

"Я всегда вижу, как меняются родители особых детей, приходя к нам. Мы даем им возможность вырваться из замкнутого круга стен квартиры. Понятно, что такие дети не будут полностью здоровыми, но они смогут постепенно реализовать свой потенциал. И это, на наш взгляд, благо не только для детей-инвалидов, но и для нашего общества в целом", - уверена Каталова.

Когда здоровые люди и инвалиды существуют отдельно друг от друга, дети приобретают вторую инвалидность - социальную. А межличностная безбарьерная среда продолжает оставаться мифом, считает Каталова.

Цветик-семицветик

Сами дошколята говорят, что теперь знают о том, что не все дети одинаковые. В детском саду даже есть специальные ростовые куклы, которые наглядно показывают, как может выглядеть ребенок-инвалид: глухой - со слуховым аппаратом, слепой - в темных очках и с собакой-поводырем, человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата - на коляске. Играя вместе с воспитателями в "Цветик-семицветик", дети загадывают, чтобы куклы ожили здоровыми. Окажись у них в руках настоящий цветик-семицветик из известной сказки, они бы обязательно загадали правильные желания и не растратили бы понапрасну заветные лепестки.

В ближайшее время Лиза продолжит ходить в детский сад вместе с мамой. Без маминой поддержки девочка боится ходить. Однако педагогический коллектив ДОУ №115 уверен, что пройдет время, может быть год, и Лиза пойдет сама.

Источник: ria.ru