Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Без Церкви проблемы инвалидов не решить

Без поддержки Русской Православной Церкви многие проблемы, связанные с помощью инвалидам, решить невозможно. Об этом заявил профессор, доктор педагогических наук, директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования Николай Малофеев в ходе вебинара «Русская Православная церковь в деле окормления инвалидов, обучение и воспитание детей-инвалидов вчера, сегодня, завтра». Участники вебинара сошлись во мнении, что необходимо менять отношение общества к инвалидам.

«Мое глубокое убеждение как человека и исследователя, что очень многие проблемы без поддержки Православной Церкви просто не решаемы. - Отметил профессор, доктор педагогических наук, директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования Николай Малофеев. - Да, есть вопросы, которые должна решить наука: как больного ребенка научить читать, считать, писать, ознакомить его с основами знаний, дать профессиональные навыки, но есть вопросы, на которые мы не можем ответить. Нас часто спрашивают родители особых детей: «За что мне это? Почему мой ребенок такой? Как будет складываться его дальнейшая жизнь?». И здесь научный ответ всегда малосостоятелен и неубедителен».

Николай Малофеев рассказал об истории обучения особых детей, поделился своими наблюдениями о ситуации коррекционной помощи в нашей стране, а также своими предложениями о том, что можно сделать сообща для улучшения положения этих детей.

«Начнем с того, что мне категорически не нравится термин «лица с ограниченными возможностями здоровья». Тогда кто все мы? Временно здоровые? Не будем ломать копья ради слов, а просто в рамках семинара назовем детей, которым посвящено сегодняшнее мероприятие, «нашими детьми», - предложил профессор.

В ходе выступления Николай Малофеев рассказал о том, что за долгую историю человечества отношение к особым детям менялось неоднократно. В языческом мире оно было крайне недоброжелательным. Сами родители не видели радости в этих детях, их умерщвление было обычным делом и считалось частью культуры. Такое отношение было узаконено в спартанском государстве. «Но если вы думаете, что такой подход забыт навсегда, вспомните наши дома-пятиэтажки: эти дома, по моему убеждению, строились архитекторами, которые были родом из Спарты. В это здание может подняться только мужчина-воин. На пятый этаж ни больной, ни пожилой человек, ни женщина с коляской подняться не смогут», - подчеркнул профессор. Также Николай Малофеев обратил внимание на то, что существует много носителей такой идеи: есть важные люди, полноценные, а есть неполноценные, инвалиды - это не те, о ком надо заботиться. Только с приходом христианства взгляд на особых людей изменился. Должно было пройти много веков христианства, прежде чем государство признало свою ответственность за этих людей. «Спаситель нам дает правила отношения к немощным, , - сказал Николай Малофеев, - та физическая слабость, которую язычники, атеисты считают качеством недостойным человека, с точки зрения христианства обретает иной смысл: «Мы все слабы перед Всевышним». В христианском мире милосердие понимается не просто добродетелью, но долгом христианина». Такое отношение, как подчеркнул Николай Малофеев, начинает формироваться буквально с момента христианизации Руси. Стали возникать вопросы: кто должен опекать этих людей? Кто о них должен заботиться? Было решено с княжеской дани десятую часть выделять на Церковь, а из этих средств десятая часть шла на благотворительность. «Русская Православная Церковь с первых дней своего основания продемонстрировала достойное отношение к этим людям, продолжал профессор, - приходы, население помогали немощным личной небольшой суммой денег, копеечкой, куском хлеба, давая кров, это было в культуре, но сделать следующий шаг к организации школ, медицинского обучения, профессионального образования было крайне сложно».

В развитии этого направления Николай Малофеев видит огромную роль многих великих личностей, в числе которых, к примеру, он назвал жившую в конце 19 века в Петербурге Екатерину Грачеву - одна из основательниц специального образования и коррекционной помощи особым детям. Случай исцеления ее больного брата, получившего чудесное исцеление у чудотворной иконы, заставил переменить ее взгляды на жизнь и посвятить себя помощи больным детям. Организовав приют, где жили дети-инвалиды, она обращалась в разные инстанции с просьбой помочь этим детям в улучшении качества их жизни и развития. Но везде получала отказ: врачи говорили, что дети неизлечимы, а учителя - что дети не обучаемы. Она не нашла служб, которые могли бы прийти на помощь этим детям. И тогда она начала это делать сама. Постепенно Екатерина Грачева поняла, что этих детей можно учить, у них есть способности к развитию. Да, эти дети выглядят жалкими, но лишь потому, что ими никто никогда не занимался. Екатерина Грачева написала свои первые пособия по воспитанию и развитию тяжело болеющих детей, которые стали настольной книгой многих коррекционных педагогов. Основная идея Екатерины Грачевой заключалась в том, что уход за этими людьми не должен быть службой, это должно быть служение.

«Традиция помощи особым людям формировалась, закладывалась в России, но оборвалась 1917-м годом, - продолжал Николай Малофеев, - была нарушена человеческая естественная связь, в которой и коренятся все трагические и драматические последствия. Общество потеряло главное: христианские ценности. И, в конце концов, особые люди как бы ушли за горизонт общественного внимания. Стало естественным отдавать ребенка с повреждениями в детские дома. Сейчас общество начинает меняться, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но и приходские священники, и миряне включаются в работу. Это очень радует, но теперь нам нужно решать множество проблем и вопросов».

На что обращать внимание, воспитывая особого ребенка? Николай Малофеев утверждает, что вопрос не в том, как читает и как пишет ребенок: «Мы должны принимать его таким, какой он есть. Эти дети не хуже и не лучше их нормально развивающихся сверстников, так же как и остальные дети, они могут радовать родителей. Мой опыт специального педагога свидетельствует о том, что тяжелый диагноз ребенка зачастую не соответствует тем возможностям, которые он может реализовать. Если ребенка правильно воспитывать и правильно ему помогать, он удивит вас».

Председатель Комиссии по социальному служению при Епархиальном Совете города Москвы священник Михаил Потокин рассказал о своем опыте окормления детей с синдромом дауна в храме «Живоносный источник» в Царицыно. «Много людей, увидев больного ребенка, проявляют к нему сочувствие, но все-таки мы остаемся с одной стороны, со стороны «нормальных», обычных людей, а особые люди оказываются по другую сторону, - обратил внимание священник, - но мы должны быть вместе, одним целым. Мы - гроздья на одной лозе. Если мы будем чувствовать себя именно так, тогда действительно нельзя будет разделить одного человека от другого, несмотря на наши различия в способностях и возможностях. Особые люди - это не просто люди, которым мы можем давать милостыню, когда у нас хорошее или меланхолическое настроение, мы должны относиться к ним как к равным, имеющим то же достоинство. А вот когда человечество дичает, оно начинает разделять людей на тех, кто нужен обществу и государству, и других, кто не так полезен - такие люди являются как бы другим сообществом. И этого нельзя допускать».

В ходе интернет-семинара об интересном опыте помощи детям-инвалидам рассказал настоятель Владимирского храма с. Давыдово Ярославской области священник Владимир Климзо. Отец Владимир поделился уникальным опытом помощи нуждающимся людям, в том числе семьям, воспитывающим ребенка-инвалида. Приход Владимирского храма открыл летний лагерь, куда могут приехать особые дети со своими родителями (рассказ о лагере - в репортаже Первого канала). Эти семьи воцерковляются, отходят от своих переживаний, дети находятся на свежем воздухе, играют, участвуют в арт-занятиях. Во всем им помогают добровольцы.

Ведущим вебинара было задано множество вопросов. В частности, о том, как инвалиду не впасть в уныние, как помочь ему избегать депрессии и отчаяния. «Хочу отметить, что уныние и отчаяние появляется даже не от внешних ограниченных возможностей, - сказал отец Михаил, отвечая на вопрос, - к сожалению, люди физически вполне здоровые могут дойти до самоубийства. Помочь избежать таких состояний может, конечно же, помощь добрых людей». Священник подчеркнул, что в рамках следующих встреч эта тема будет обязательно обсуждаться подробно. На ближайшем вебинаре будет рассматриваться проект проживания инвалидов в специальных квартирах, над которыми будет осуществляться добровольческое кураторство. Такой опыт есть в Петербурге и во Владимире.

Участники вебинара поделились и проблемами: не хватает специализированной методической литературы, также для плодотворной работы со многими категориями людей нет пока необходимых вещей.

«Желание наше таково, чтобы в каждом социальном приюте или доме-интернате была возможность православной общине войти в жизнь особых детей. Мы не можем забрать их к себе, поскольку они находятся под опекой государства, но можем войти в эти учреждения, оказать этим людям заботу, внимание, отвечать за них как за себя», - подчеркнул отец Михаил, завершая работу вебинара.

Следующий семинар по направлению помощи инвалидам пройдет в Марфо-Мариинской обители 18 ноября. Он будет посвящен «помощи детям, подросткам и взрослым инвалидам с нарушением зрения». В числе экспертов на следующей встрече выступит иеромонах Мелитон (Присада) - священник храма Явления Божией Матери преп. Сергию Радонежскому при Сергиево-Посадском детском доме для слепоглухих.

Вебинары, посвященные помощи инвалидам, будут проходить ориентировочно два раза в месяц. В последующих онлайн-семинарах будут рассматриваться темы помощи родителей своим детям, будут рекомендованы последние разработки по развитию особых детей.

Елена Вербина

Источник: diaconia.ru