Архив:

Люди нормальные, соцзащита инвалидная

О социальной защите людей с ограниченными возможностями говорили на днях в Сенате. Представители госструктур объясняли, как должен обеспечиваться доступ инвалидов к объектам соцкультбыта, сами инвалиды рассказали, как все обстит на самом деле, а сенаторы делали выводы. Не очень утешительные.

Права инвалидов в нашей стране защищают отдельный закон, а также проект национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Казахстане. Что еще надо для создания в нашем обществе людям с ограниченными возможностями возможностей равных? Недостижимое - реализовать все, что напринимали.

- В настоящее время в нашей стране проживают более 563 тысяч инвалидов, - отметил сенатор, председатель Комитета по социально-культурному развитию Ахан Бижанов. - Это более 3 процентов от общей численности населения.

К полету не готов!

Теоретически, то есть законодательно, в нашей нормативно-правовой базе прописано все. И предупреждение риска потери трудоспособности, и социальное обеспечение и поддержка в случае наступления инвалидности и оказание специальных социальных услуг. На практике инвалиды регулярно сталкиваются с проблемами в любых сферах, начиная с медобеспечения и социальных выплат и заканчивая трудоустройством, да и просто передвижением по городу.

Инвалиды с повреждением опорно-двигательного аппарата вынуждены, как заключенные под арест, безвылазно сидеть дома - подъезды не оснащены лифтами и пандусами. А если и удастся выбраться на улицу, то лишь для того, чтобы покататься по тротуару: большинство магазинов, театров, ресторанов и прочих развлекательных заведений предназначено исключительно для здоровых граждан, и возможностей для «колясочника» попасть в здание просто нет. Специальный транспорт, способный элементарно доставить инвалида в поликлинику, это мечта! Для слабовидящих практически любая прогулка становится чем-то вроде экстремального вида спорта, потому что пешеходные переходы не оснащены надлежащими звуковыми устройствами.... Продолжать можно долго. Однако при этом только в прошлом году из государственного бюджета на социальную поддержку инвалидов было выделено 128 миллионов тенге. Комментарии, как говорится, излишни.

Кроме, так сказать, отечественных законодательных актов, Казахстан присоединился к ряду международных документов, гарантирующих права людей с ограниченными возможностями. Однако пока присоединение, похоже, ограничивается подписью на бумаге.

Живой пример тому - приложение №9 к Конвенции о гражданской авиации. Согласно ей инвалид - такой же равноправный авиапассажир, как и здоровый человек. Однако здоровым казахстанская авиация создает условия для полетов, инвалидам же - увы. Причем лидирует национальный перевозчик «Эйр Астана».

Со слова председателя Союза организаций инвалидов Казахстана Али Аманбаева, каждый его полет в Астану напоминает военную кампанию. Самолет приходится буквально брать штурмом, сначала преодолевая бюрократические барьеры, а потом - и материальные. Так, специальные кресла, в которых инвалидам было бы удобно совершать перелет, остаются пока мечтой.

- Нам представители «Эйр Астаны» обещали полтора-два года тому назад, что все будет, - вздохнул Аманбаев. - Но ни в одном их самолете нет специальных кресел до сих пор!

При этом зарубежные авиакомпании без проблем предоставляют данную услугу. Нужна только специальная отметка в билете о том, что пассажир - человек с ограниченными возможностями.

- Мы готовы прилететь, мы на коллегии вашей выступали в прошлый раз, - объяснил глава союза. - Давайте мы все-таки этот вопрос решим... Это простой вопрос, но мы мучаемся каждый раз. Ну создайте специальную службу, как во всем мире! Чтобы авиакомпания, если я купил ее билет, несла ответственность до конца!

Особенно обидно казахстанским инвалидам становится за державу, когда приезжают их зарубежные «коллеги по несчастью», привыкшие путешествовать по всему миру с комфортом.

- У нас приезжали японцы, они удивились, - рассказал Аманбаев. - Говорят: «Дайте электрическую коляску - по вокзалу поездить». А наши глазами моргают: «А что это такое?» Хотя мы подписали конвенции...

Обычно главное оправдание отсутствия элементарных удобств для инвалидов - затратность. Но всегда ли это так?

- Неужели нужны средства, чтобы тот же ГАСК не принял здание (не оснащенное пандусами - авт.) в эксплуатацию, - недоумевал глава союза. - Это же просто исполнение своих обязанностей.

Приехали!

Впрочем, права людей с ограниченными возможностями ущемляют не только авиаперевозчики. Еще более наглядный пример отношения монополиста к инвалидам привела сенатор Светлана Джалмагамбетова. Она рассказала историю павлодарки, «колясочницы» Елены Юрченко, которая попробовала выехать на отдых в Боровое.

- И мы все видели, сколько страданий она претерпела на своем пути, - воскликнула Светлана. - Нет платформы на вокзале для посадки - сын ее посадил. На обратном пути она не смогла опять сама залезть в вагон - нет платформы. А когда села в поезд (с помощью людей), не смогла зайти в купе!

Всю дорогу до дома несчастная женщина провела в тамбуре. Чтобы выбраться из поезда, ей тоже пришлось немало потрудиться. Она попробовала обратиться с жалобой к начальнику павлодарского отделения «Казахстан темiр жолы», но... не смогла попасть не то что к нему на прием, а просто в здание! Там тоже не оказалось ни пандуса, ни лифтов, ни подъемника. Несколько часов женщина в коляске прождала, когда к ней выйдет кто-нибудь из представителей компании. Те выходили несколько раз. Но только для того, чтобы запретить поддержавшим женщину журналистам вести видеосъемку.

Сейчас Елена Юрченко подает в суд на павлодарское отделение железной дороги. И, согласно действующему законодательству, она даже может выиграть. Если, конечно, сумеет преодолеть на своей коляске все судебные пороги.

Сенатор Джалмагамбетова в победе Елены не сомневается. По закону та совершенно права.

- Может быть, надо провести несколько таких показательных судов? - предложила депутат. - Для того чтобы поставить на место соответствующие организации.

Подобная стимуляция, по мнению сенатора, крайне необходима. Закон в защиту прав инвалидов был принят в 2005 году. За это время АО «НК «КТЖ»» приобрело для людей с ограниченными возможностями... два пассажирских вагона.

- Какими темпами мы должны все это делать, чтобы обеспечить полностью? - возмущается сенатор. - Нынешние люди с ограниченными возможностями не доживут до этого момента!

На железнодорожных вокзалах должны быть и пандусы, и таксофоны, и спецподъезды к кассам. В аэропортах - «рукава» для посадки в самолет. А специальные автобусы с подъемниками внутри города? Теоретически они есть, но их мало кто видел. По каким маршрутам и по какому графику ходят эти загадочные представители городского автотранспорта, выяснить сенатору так и не удалось.

Об этих проблемах Джалмагамбетова знает не понаслышке. За неделю до этого она вместе с инвалидом-«колясочником» Адилем Мукановым попыталась совершить вояж по городу.

- Мы не смогли даже проехать на автобусную остановку, - поделилась она. - Мы сели в инватакси и поехали. Приехали в торговый центр «Артем». И что вы думаете? Нет там парковки для машин инвалидов. Там все настолько тесно припарковано, что, если бы не наша помощь, Адиль и не зашел бы в этот торговый центр! Зашли. А там лифты только грузовые. Если инвалид хочет проехать - 25 тенге. На один этаж 25 тенге, на второй - 25 тенге, там 4 этажа.... Не захочется идти в торговый центр.

Впрочем, что говорить о торговых центрах, необходимыми въездами у нас не оснащены даже поликлиники - заведения, вроде бы изначально предназначенные для нужд больных людей. Даже в самых современных и оснащенных из них, для того чтобы доехать до пандуса, инвалиду-«колясочнику» необходимо преодолеть 2-3 бордюра, что нереально. Внутри тоже - если каким-то чудом найдется лифт, то не окажется туалета. Выруливай, товарищ инвалид, как хочешь.

...Закончилась встреча традиционно. Чиновники под бдительными взглядами сенаторов пообещали разобраться, инвалиды сделали вид, что поверили им. Когда ждать результата, так и осталось неизвестным. Видимо, просто люди, сидящие в высоких креслах (не инвалидных), никак не могут понять, что отсутствие инвалидности - это подарок, которого можно лишиться в любой момент. И грань тут достаточно тонкая - толщиной в несколько кровеносных сосудов или пучок нервных волокон.

Камиль Аянов

Источник: respublika-kaz.info

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ