Архив:

Одиночество в темноте

Во многих государствах Европы в начальном звене школы проводят уроки милосердия. Большая часть этого факультатива посвящена проблемам инвалидов. Например, чтобы школьники понимали, как чувствует себя слепой человек, им завязывают глаза темной повязкой и просят провести какое-то время в полной темноте. Поняв, как сложно живется таким людям, дети начинают понимать, что такое сострадание. В нашей стране инвалидов и их проблемы замечать как-то не принято.

Вот как бывает

Алексей Егоров родился обычным здоровым ребенком. В детстве, как и все мальчишки, он шалил, гонял на велосипеде по двору, лазил по деревьям, дергал девчат за косички, подшучивал над одноклассниками и частенько стоял в углу. Окончив школу, Алексей пошел учиться в первое ПТУ на радиомонтажника. Жизнь била ключом. Друзья, подруги, веселые компании и радужные планы на будущее. Беда постучалась в дом Егоровых, когда Алексей успешно сдал вступительные экзамены в КГТА. На ежегодной медицинской комиссии, проводимой военкоматом, у него выявили резкое снижение зрения. Он и сам замечал, что «картинка» потеряла резкость. Местные окулисты долго не могли определить причину потери зрения. А оно продолжало падать. Когда ситуация стала критичной, Алексея направили на обследование в Москву. Диагноз, поставленный ведущими специалистами офтальмологии, прозвучал как приговор. У юноши выявили серьезные проблемы с кровеносными сосудами сетчатки глаз. Медики честно признались, что у нас в стране это заболевание практически не изучено, а следовательно, и не лечится. Так в 19 с небольшим Алексей стал инвалидом.

Темнота наступала постепенно. Поначалу он определял очертания предметов, даже яркие цвета мог различить. Сейчас мужчина видит лишь самые яркие пятна. Проем окна, например, в солнечный день от стены отличить сможет, не более. Вместе с темнотой в его жизнь пришло одиночество. Связь с друзьями постепенно потерялась, знакомые стали вспоминать о нем все реже. В самые трудные минуты рядом с пареньком была лишь мама.

Не сдаваться!

Стоит отметить, что Алексей - сильный духом человек. Приняв свою слепоту как данность, он не замкнулся в себе, не заперся в четырех стенах. Парень решил продолжать жить и радоваться жизни. Первое, что он сделал, - устроился на работу. В УПП ВОС собирал запчасти для мотоциклов: поворотники, фары, тросики сцепления и газа. Работой был доволен. Платили, конечно, не много, но работать он устраивался не ради денег. Общение с людьми - единственное, ради чего он сегодня готов отдать многое, ради чего готов терпеть лишения и пускаться в авантюры. Когда зрение село настолько, что Алексей не смог добираться до завода, работу пришлось брать на дом. Сборка небольших деталей позволяла парню чувствовать себя полноправным членом общества. Но пришло время, когда предприятие отказалось от надомных работников, и многие инвалиды остались без работы. Лишился ее и Алексей.

Долгие годы связующим звеном с внешним миром для него была мама. С ней он практически не ощущал своей беспомощности. Мама решала все его проблемы. Справки на инвалидность собрать - мама, постирать и приготовить - мама. Друг, товарищ, собеседник - тоже мама. Но родители не вечны, и однажды мама серьезно заболела - инсульт. Тогда-то мужчина понял, насколько он беспомощен. Слепому человеку было очень сложно ухаживать за лежачим инвалидом. Если бы не социальные работники, не справился бы... А семь лет назад мужчина остался совсем один. Мама умерла, близких родственников нет, дальние о его существовании давно забыли.

Друзей из-за болезни тоже не осталось. Страшно представить, как Алексей привыкал к такой жизни. Один, в кромешной темноте. В бытовом плане ему пришлось очень не просто. Элементарные мелочи, на которые зрячий человек не обращает внимания, давались мужчине с огромным трудом. В магазин или поликлинику не сходишь, обед себе не приготовишь. Эти обязанности взяли на себя сотрудники Центра социального обслуживания на дому. Несколько раз в неделю к нему в дом приходит Анна Архипова. В холостяцкой квартире Алексея тут же начинает пахнуть вкусной едой, чистым бельем. Он очень любит эти моменты. Анна последние городские новости расскажет: на проспекте лавочки установили, дорогу рядом с домом отремонтировали... Алексею, лишенному общения, эти визиты как глоток чистого воздуха.

Инвалиды тоже люди

- У меня, - говорит он, - есть все необходимое для поддержания быта. Квартира, мебель, бытовая техника. А вот для настоящей жизни не хватает основного - человеческого тепла.

Алексей очень тяжело переносит одиночество. Нет, он не падает духом, не лежит целыми днями на кровати, наоборот, ищет возможности для общения и новых знакомств. Первый помощник - телефон. Несколько лет назад именно по телефону на него вышли свидетели Иеговы. Какое-то время они даже в гости к нему приходили, пытались к вере своей привлечь. Но, поняв, что такое общение ничего хорошего не сулит, Алексей новых знакомых отвадил. В свободное время - а оно у него всегда свободное - он слушает телевизор и аудиокниги. С книгами, кстати, тоже проблемы. Сам из Интернета скачать не может, купить - дорого, а в общество инвалидов, где они имеются, самостоятельно не добраться. Соцработников просит, они иногда запас обновляют.

По мнению Алексея, в Коврове, как, впрочем, и в других российских городах, у организаций, созданных на благо инвалидов, есть одна, но очень серьезная проблема - отсутствие преемственности. Общества слепых, глухих, инвалидов-опорников существуют как-то обособленно. Выполняют возложенные на них функции - не более. Вся их работа словно нацелена на несколько десятков особо активных инвалидов, постоянно находящихся рядом с руководством организации. Про таких, как Алексей, словно совсем забыли. Сыт, одет, жив и славненько. А то, что один совсем, так разве это проблема?! В европейских странах первостепенная задача таких организаций - социализация людей с ограниченными возможностями. Уже на первом этапе взаимодействия инвалида и организации человека снабжают обширной базой данных товарищей по несчастью. Он начинает общаться, находит друзей, единомышленников. За рубежом широко распространены браки между инвалидами. Он, например, потерял зрение, она - способность ходить, но счастливы вместе. Подобных семей там сколько угодно, и образуются они во многом благодаря социальным службам. Причем не редки случаи, когда соцслужбы знакомят людей из разных стран. В России, к сожалению, это не практикуется. У Алексея нет связи ни с ковровскими инвалидами, ни с инвалидами из других городов. А он мечтает найти себе как можно больше товарищей, пусть даже и по несчастью. Общались бы по телефону, глядишь, в гости бы друг к другу ездили, опытом обменивались. Например, Алексей мечтает освоить компьютерную программу для слепых. И компьютер у есть, и программное обеспечение на нем установлено, а пользоваться не умеет - научить некому.

Сегодня Алексею слегка за сорок. Он полон сил, энергии, а, главное, в его душе скопилось очень много любви и тепла. Мужчина мечтает, что произойдет чудо и рядом с ним окажется человек, которому он подарит свою заботу и нерастраченные чувства. Спрашиваем у него: «Не боитесь новых знакомств? Ведь сейчас столько мошенников вокруг». «Нет, - говорит. - Я за эти годы научился без помощи глаз видеть людей, видеть их душу. Плохого человека от хорошего за несколько минут общения отличу».

У. Крайнова

Источник: kovrovskievesti.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ